Наставление новому репатрианту, которого понесло в Израиле в науку – 4

*

Начало Часть 1 Часть 2

Часть 3. Что такое докторат?

Если ты хочешь работать химиком, биологом, физиком и не быть при этом "негром", тихо вкалывающим все свою жизнь за своим прибором, то тебе обязательно нужна степень доктора. Эта степень сама по себе отнюдь не гарантирует успеха, но она является своего рода пропуском в академические структуры. По уставу университетов штатный научный сотрудник обязан иметь третью степень. (Правда состоит в том, что во всех известных мне университетах имеются полноценные научные сотрудники без третьей степени. Для каждого из них когда-то ухитрились найти какую-нибудь лазейку в уставе, какое-то особое решение. Теоретически, могут найти и для тебя. Только давай будем с тобой честными: кто ты такой, чтобы для тебя искали особое решение?)

Степень доктора совершенно необходима и для научной работы вне стен университета. Без нее ты - исполнитель работ, которому не полагается много думать, а полагается быстро и четко реализовывать то, что задумали другие. С другой стороны, со степенью доктора значительно труднее найти работу. Точнее, сами механизмы поиска работы совсем не такие, как у исполнителя. Вообще, легко и быстро находится работа уборщицы или грузчика. Дальше - чем выше твоя квалификация, тем труднее устроиться. Так что подумай еще разок - может, оно того не стоит?

Если ты все-таки решил(а), что стоит, то я попробую тебе рассказать, что такое - докторат. Итак, третью степень по естественным наукам в Израиле можно получить в одном из университетов, поступив и успешно закончив маршрут докторантуры (докторат). Докторат включает в себя академические курсы (лекционные) и исследование. Основным является исследование. "Уставная" длительность доктората - четыре года. На практике очень мало кто успевает закончить докторат, скажем, по химии за эти четыре года, поэтому практически все просят и получают еще год продления. Бывает и дольше, но тогда условия игры меняются в сильно худшую сторону. За эти четыре года ты должен прослушать некоторое (не очень большое) количество лекционных курсов и сдать по ним экзамены. Точное количество курсов сильно различается от университета к университету. Я расскажу, сколько курсов нужно было сдать в Бар-Илане, когда я в нем учился. В других университетах будет немного по-другому, но принцип тот же.

За четыре года доктората нужно было набрать восемь единиц по курсам по выбору для третьей степени. Восемь единиц - это значит восемь годовых часов. То есть, если ты учишь курс, который длится один семестр и состоит из двухчасовой лекции один раз в неделю, ты получаешь одну единицу. Если лекция трехчасовая на протяжении семестра - полторы. Если двухчасовая лекция на протяжении двух семестров - две единицы. В дополнение к этому на протяжении всех четырех лет учебы ты должен два часа в неделю просиживать на коллоквиуме - лекции, которую каждый раз читает какой-нибудь приглашенный из другого университета, израильского или иностранного, лектор. Еще два часа в неделю ты должен посещать семинар по своему предмету, на котором раз в году тебе нужно прочитать часовую лекцию. Еще ты должен доказать свое свободное владение ивритом и английским, сдав в начале распределительные экзамены, по результатам которых тебя отправят на курсы в зависимости от твоего уровня владения языком. В тяжелых случаях можно получить часов 10, то есть 4 часа в неделю в первый год и по два-четыре часа в несколько последующих. Лично в моем случае по английскому я получил птор (освобождение от курсов), а по ивриту мне было предложено либо пройти один годичный двухчасовой курс по ивриту, либо попробовать сразу сдать иврит на птор. В кулуарах все в один голос шептали, что всех тех, кто сразу идет на птор, заваливают, потому что иначе преподаватели кафедры иврита рискуют остаться без работы. До сих пор не знаю, правда это или нет, но я предпочел не рисковать и честно отходил год на иврит. Язык я не стал знать ни хуже и ни лучше, но экзамен потом вся наша группа сдала безо всяких проблем.

Еще (и это  - специфика университета имени Бар-Илана) каждый докторант должен был пройти курсы по иудаизму. Или, если он принадлежит к другой конфессии и не желает иметь дело с иудаизмом, то по другим общим курсам. Число курсов по иудаизму менялось. Когда я поступал, нужно было сдать четыре двухчасовых годичных курса, потом их стало три, потом - два. По моей программе я сдавал три. Хотя эти курсы считаются многими студентами лишними и только отнимающими время, лично для меня они были едва ли не самыми интересными за все время обучения.

Таким образом, за все про все получается часов восемь в неделю каждый год. Можно покомбинировать и в первые годы сдать побольше, а потом - поменьше. Но самым главным является исследование. Рабочее время на исследование не нормировано. Хорошим тоном в Бар-Илане считалось приходить в лабораторию пять дней в неделю часикам к восьми-девяти и заканчивать часиков в пять. Разумеется, если эксперимент длинный, может оказаться и допоздна, в исключительных случаях - и на ночь. Профессура при этом с завидной регулярностью намекает, что вообще-то пятница - тоже рабочий день, а докторанты с не менее завидной регулярностью делают вид, что не поняли эти намеки. В других университетах эксперимент могут делать и побольше. Про институт имени Вайцмана ходят страшилки про 24х7х365.

Исследование должно быть самостоятельным и иметь реальную научную ценность. Желательно к концу доктората иметь по своему исследованию штук пять статей в журналах. В приличных журналах, международных (в случае химии - Американского Химического Общества или Королевского Химического Общества Великобритании), с хорошим рейтингом. Не менее желательно иметь в зачете за эти годы хотя бы одно устное выступление на какой-нибудь международной конференции по твоей теме и три-четыре постера или устных выступления на всякой мелочевке типа ежегодной конференции Израильского Химического Общества). В конце доктората пишется и подается теза (диссертация), которая рассматривается тремя рецензентами и которая, собственно, и фиксирует, что ты выполнил(а) свое исследование.

Если все это просуммировать, получается, в принципе, не очень пыльные четыре года. Все вполне выполнимо, хотя вначале будет довольно тяжело понимать лекции на иврите и на английском, читать кучу литературы на английском и сдавать экзамены (на иврите). Ну и эксперимент, конечно. Это уже - как повезет. Бывает, что эксперимент и не идет. Еще один нюанс: хотя в Израиле обучение в университетах платное, на естественные науки (химию, физику, биологию), насколько мне известно, во всех университетах распространяется стипендия. В районе 3-5 тысяч в месяц. И еще все докторанты работают ассистентами на лабораторных и на решении задач, что дает, в зависимости от нагрузки, еще не менее пары тысяч в месяц. Получается несколько больше, чем на общих работах. При несравнимо лучших условиях. Именно на этом очень многие "русские" и прокалываются. Но об этом позже.

Комментарии

Аватар пользователя ольга

Вау! Спасибо за такой подробный отчет! Я как раз сейчас собираюсь записываться на докторат, но по общественным наукам в ТАУ.

Удачи! И начать, и закончить, и потом :)

Новые комментарии