Оправдали? (дура лекс)

*

Полгода назад наш родной и нежно любимый муниципалитет подал на меня в суд. Если уж быть совсем точным, он предложил мне выбрать, заплатить ли мне три сотни штрафа за мусор, обнаруженный бдительными инспекторами вне мусорного бака, или пытаться доказать свою правоту в суде, назначенном как раз на сегодня. Лично я был склонен заплатить - деньги не бог весть какие большие, а головной боли меньше. Но в каждом социуме всегда есть люди, которые "за справедливость". В их понимании, естественно. Эти люди очень любят толкнуть пламенную речь (на кухне), продемонстрировать внушительный кукиш (в кармане) и заклеймить позором мягкотелых конформистов, не готовых лететь на мельницу с копьем наперевес. Есть, естественно, такие люди и в моем окружении. Не будем, такскть, показывать пальцем, а любое совпадение просьба считать случайным.

В общем, эти люди неустанно клеймили меня на протяжении тех пятнадцати дней, когда штраф можно было заплатить по-тихому. В результате я тянул резину, а потом сдался, сказав им: "раз вы, [... отмодерировано - много нехороших слов], такие умные, то я сделаю по-вашему - не буду ничего платить. Но потом будет суд. И если на том суде мне накатят штраф плюс проценты плюс судебные издержки, то мне-то на сигареты денег хватит все равно, а вот вам на всяко-разные ваши штуки - не знаю.

Причина того, что я сдался, состояла в том, что я совершенно точно не был виновен в выбрасывании мусора мимо бака. Просто было лето, почти все соседи делали ремонт, а я еще и переезжал на купленную квартиру. По этой причине четыре контейнера, которые должны удовлетворять мусорные потребности нашего дома, стояли вечно переполненные. Поэтому при выносе очередной порции мусора альтернатив было, собственно, всего две: изнасиловать мусорный контейнер и нечеловеческими усилиями все-таки запихать в него мусор (чтобы в один прекрасный момент он оттуда вывалился), или аккуратной кучкой сложить все эти коробки, бумаги и прочую невоняющую дребедень рядом с баком, в надежде на то, что у мусорщиков есть мозги и совесть, и они это потом уберут.

Между прочим, одна из наиболее труднопреодолимых совковых привычек - это мысль о том, что у мусорщиков в Израиле есть мозги и совесть. На уровне рассудка мы все хорошо понимаем, что ничего такого у них не водится. Нетрудно понять - достаточно посмотреть на их светлые одухотворенные лица, послушать ласковое пение мусоровоза под окном, сопровождаемое речитативом гарных парубков в оранжевых жилетах, постоять полчасика в пробке, потому что кому какое дело, что улица узкая, а все торопятся на работу - человек занят санитарно важным делом и имеет полное моральное право поставить машину поперек. Я уж не говорю о милых шалостях в виде забастовок мусорщиков в теплое время года, когда благоухание под окном перебивает и кофе, и восточные специи, и даже бензиновую гарь, а мухи с крысами ехидно лыбятся и не готовы даже подвинуться, когда ты идешь выбрасывать очередной пакет. Все мы хорошо знаем, что мусорщики в Израиле - они вот такие. И других мусорщиков в Израиле нет. Но где-то в душе все равно остается дурацкая надежда.

Так вот, кто-то из помогающих мне близких, по всей видимости, согрешил, поставив мусор рядом с баками. А может, я зря - он добросовестно запихал его в баки, а потом он оттуда вывалился. Сам или при помощи вечно рыскающих вокруг кошек. Точно я этого не знаю. Во всяком случае, я не был слишком удивлен, когда мне пришло заказное письмо из муниципалитета с предложением уплатить штраф или быть судимым. К письму прилагались фотографии, на которых было хорошо видно, что на куче мусора рядом с баком лежит счет за сотовый телефон на мое имя, а еще моя докторская диссертация (один из черновиков), с крупно напечатанными данными аффтара.

Моя совесть была чиста - даже в состоянии сильного алкогольного опьянения мне не пришло бы в голову выставить на обозрение прохожих и мусорщиков черновик своей диссертации. Зачем мучить невинных людей электрохимией расплавов? И все же я бы предпочел заплатить - так быстрее и надежнее. Но, как уже было сказано, я поддался на клеймеж и не заплатил. Искренне надеясь, что до суда куча времени, за которое или ишак, или эмир - ну, вы знаете.

Между тем время пришло. И вот, сегодня утром вооружившись фотографией набитых выше крыши мусорных ящиков (сделал в тот день, когда пришла повестка на штраф или суд), я поехал быть судимым.

Петах-Тиква славится по всему Израилю больницами и судами. У нас в городе есть, как минимум, две больницы всеизраильского значения и почему-то у нас обычно судят наиболее знаменитых мошенников, убийц и террористов. Поэтому муниципалитет заботится о надлежащем виде соответствующих учреждений. У нас и раньше было два очень ничегошных здания суда в центре города. А теперь их закрыли (вроде), а все суды перетащили в новенькую коробку "пепельничного" стиля.

Судилище надо мной было назначено на 8:30. Суд открывался в 8:00. Поскольку я понятия не имел, как в этом здоровенном здании отыскать тех, кто будет меня судить, я вышел заранее. В 8:01 я складывал на ленту просвечивающей машины сумку, кепку, ключи... Собирался снять ремень, но тут среди охранников объявился один мой студент и покровительственно сказал: "Пропустите этого. Это - мой преподаватель." За что ему спасибо - не люблю ремень снимать, а потом обратно одевать.

Про перегруженность и бардак, царящие в израильских судах, писали все. Но каждый раз, когда с этим сталкиваешься, слегка фигеешь. Я довольно долго носился, отыскивая залы №№13 и 14. "Тебе нужно в один из них, там тебе скажут," - сказала мне секретарша суда по местным искам. Там не говорили. Там только спрашивали друг у друга, как во всем этом разобраться. На дверях залов №№13 и 14 висели списки обсуждаемых дел. Но меня там не было. И всех остальных тоже. Поэтому народ изрядно нервничал и периодически бегал к секретарше уточнить. Пока та благоразумно не ушла в затяжной перекур, и спросить стало совсем не у кого.

Тем временем в коридоре возле залов №№13 и 14 возник молодой человек с толстой папкой дел. К нему тут же построилась очередь. Очередь состояла из владельцев собачек, нагадивших в неположенном месте или гулявших без поводка (собаковладец передо мной непрерывно нудел про то, что его собачка весит 1540 грамм, а ответственность за бесповодковое гуляние наступает с 1500, и это несправедливо выписывать такой огромный штраф за 40 грамм перевеса), автомобилистов, припарковавшихся не там, где надо, и злосчастных выбрасывателей мусора вроде меня.

Через какое-то время перед молодым человеком оказался и я. Протянул ему мою повестку. Молодой человек посмотрел на меня и спросил, понимаю ли я, в чем меня обвиняют. Я кивнул. Молодой человек удивился:

- А чего же ты здесь хочешь?

- Судиться хочу, - ответил я.

- Почему? Против тебя ведь улики вона какие веские, - сказал молодой человек и извлек из своей толстой папки титульный лист моего диссера и счет за телефон.

- И что они доказывают? - спросил я. - Только то, что они принадлежали мне. Но совсем не то, что я их выбросил в неположенном месте.

- Хочешь предсудебную сделку? - спросил молодой человек.

- Сколько? - поинтересовался я.

- Сколько тут тебе выписали? Двести девяносто? Давай за сто восемьдесят, - предложил он.

Сто восемьдесят - это было заманчиво. Но я подумал: уж если я, вместо того, чтобы пойти на работу, где у меня есть огромное количество срочных дел, поперся в суд, толкался здесь в очереди, бегал в поисках места... Я хочу экшена! И не надо мне предлагать паршивые 110 шекелей скидки!

- Нет уж, - сказал я. - Будем судиться.

- Ты понимаешь, что судья может назначить удвоенный штраф? - спросил молодой человек.

Двести девяносто умножить на два. Пятьсот восемьдесят. Ладно, типа сходили с женой в крутой кабак. Эх, гулять, так гулять!

- Будем судиться, - сказал я.

Молодой человек слегка приподнял брови, взял мое дело и унес его в зал суда. Через минуту вышел обратно.

- Меня вызовут? - спросил я.

- Да. Но ты можешь, если хочешь, зайти и посидеть там, - ответил он.

Я вошел в зал №13. Народу там было много. На возвышении сидели две тетки. По своему прошлому судебному опыту я знал, что в зале очень трудно отличить судью от секретарши, но я думаю, что они были секретаршами. Внизу, уткнувшись в бумаги, сидело два молодых человека, а по залу носилась женщина со светлыми волосами. На скамьях  сидели человек восемь судимых и сочувствующих.

Пока я присматривался к обстановке и искал, куда сесть, женщина со светлыми волосами обратилась ко мне с вопросом, кто я и что мне нужно. Я назвался. Она заглянула в бумаги.

- А, так это с мусором у тебя... И что же ты скажешь? - спросила женщина.

Я начал толкать речь про то, что найденные бумаги ни в коей мере не могут служить доказательством деяния. Женщина слушала пару секунд, потом повернулась ко мне попом и стала шептаться о чем-то с женщинами, сидевшими на возвышении. Я прервался.

Через минуту женщина объявила всем собравшимся, что она вынуждена извиниться, но мы должны перейти в зал №14. Пару минут мы переезжали в зал №14. Я сел на скамье. Наконец женщина со светлыми волосами стала искать кого-то глазами. Я приподнялся. Она попросила меня подойти. Со стола рядом с ней привстал молодой человек, сидевший до того, погрузившись в кучу бумаг.

- И что вы можете сказать в свое оправдание? - строго спросил молодой человек.

Я еще раз толкнул свою речь. Про переполненные ящики и про отсутствие доказательств того, что преступление было современно мной.

- Но ведь против тебя есть улики, - наконец сказал он.

- И что эти улики доказывают? - спросил я.

- Раз это твои документы, а ты живешь в этом доме, значит, ты и выбросил.

- Тогда, прошу прощения, я должен благодарить, что меня не обвиняют в изнасиловании. Инструмент есть, - съерничал я.

- Ну, это - не одно и то же, - сказал молодой человек.

- И в чем же разница? - спросил я.

- Тебе предлагали досудебную сделку? - спросил молодой человек.

- Предлагали.

- А чего же ты отказался? - спросил он.

- Дело не в деньгах, - объяснил я. - Мне все равно, двести это или триста или шестьсот. Я просто невиновен: я не выбрасывал этот мусор мимо бака.

Мы еще попрепирались с ним какое-то время. Наконец, он сказал:

- Вообще-то, суд работает таким образом: поскольку документы твои, и найдены у твоего дома, то суд сочтет тебя виновным.

- А как же презумпция невиновности? Разве это я должен доказывать, что я не совершил преступления? По-моему, обвинение обязано неопровержимо доказать, что я его совершил.

- Да, да. Но я тебе просто говорю, как работает суд. Поэтому он сочтет тебя виновным. Но я тебе верю. И поэтому, учитывая, что это - первое правонарушение, я готов отменить обвинение против тебя. Можешь идти.

- А как я узнаю о том, что обвинение снято? - спросил я.

- Узнаешь, - сказал он.

Я вышел. Зашел к секретарше суда. Спросил, могу ли я положиться на устное заявление обвинителя, сделанное в шумном зале, то есть практически без свидетелей. Она сказала, что обычно, да. Но будет лучше, если в начале следующей недели я позвоню и проверю. Я взял у нее телефон и ушел.

Вроде, все. Очень надеюсь, что обвинитель не окажется банальным кидалой и сдержит свое слово. Ну, а если нет - у меня будет хорошая причина апеллировать.

Комментарии

Аватар пользователя iwr

Класс!
Так им и надо. Чем большее кол-во народа начнёт с ними судиться, тем меньше у них будет времени на такие глупости.

Я более пессимистичен. Если у них станет не хватать времени, они просто увеличат штат и трудоустроят еще какое-то количество племянников.

Аватар пользователя iwr

Не, это не так-то просто. Если бы они могли так сделать, суды не были бы загружены до предела.
В принципе, это известная вещь, об этом много писалось: если народ начнёт судиться с полицией и муниципалитетами по полной программе из-за каждого штрафа - система рухнет. Их счастье в том, что народ дезорганизован - буйных мало, вот и нету вожаков :).

Ну, может, и правда...

Судиться из-за мусора это надо иметь моооого свободного времени и нервов.

Так получилось. А времени совсем нет, на самом деле. Да и нервов тоже.

Аватар пользователя YAK

Не имея никакого опыта в таких делах, я все таки постарался бы получить хоть какую-нибудь бумажку. Хотя бы о том, что рассмотрение состоялось. А уж роскошно было бы самому написать бумажку о снятии обвинения и заставить обвинителя подписать. А то теперь не исключены, не про нас с Вами будь сказано, дальнейшие приключения.

Вы полностью правы. Но дело уже сделано. Посмотрим.

Аватар пользователя iwr

Не, обмануть подсудимого прямо в суде - это уже махровая уголовщина. На такое они пойтить не могут.

Надеюсь. Свидетелей-то нет.

Аватар пользователя delibal

Занятно )). Очень похоже на бородатый анекдот "..Вопросы есть? - Нет. - Записываю!.."
Но непонятно.
Непонятны два момента:
1. Как обвинение собиралось доказывать, что не перемещало улики?
Счет - не будтерброд и падать маслом вниз, то-бишь текстом вверх не обязян. Переворачивали? Нет? Ок! Но тогда черновик должен был лечь "лицом вниз", иначе - злостное нарушение законов вероятности. Или Вы против теории вероятности?
А если перемещение документов имело место быть, то где гарантия, что усердные фотографы не перемещали "именные" улики ИЗ контейнера к месту фотографирования?? Понятые при фотосъемке присутствовали? (Сто пудов - нет, но поскольку на фотках строится обвинение, то отсутствие понятых вероятно является процессуальным нарушением.)
Крепкие ветра у вас не редкость, ведь так? И что, бумаги, оставленные тайком под покровом ночи (или вообще накануне) вне бачка спокойно дожидались визита инспектора, а не кружились метрах в тридцати в веселом хороводе??
Это первое. (Нет, на самом деле я не думаю, что инспектор копался в бачке, доставал оттуда бумаги и фотогафировал возле. Но.. и обратное ведь практически недоказуемо..)

2. Получается, что молодой человек, представляющий обвинение, может вот так легко своей властью остановить УЖЕ ЗАПУЩЕННУЮ МАШИНУ правосудия?? Блеск!
Офф топ: вор в законе из Мухосранска встречает на Канарах прокурора (из того же Мухосранска).
- Что, зарплату прокурорскую прогуливаем?
- Да нет, отпускные.
- И велики ли отпускные у прокуроров?
- Ну, это смотря кого отпустишь...

Вопросы более чем легитимные. У меня они тоже возникали.

1. Я им про это и говорил. А они пытались меня убедить, что "так работает закон". Вообще говоря, я думаю, что так он не работает. Просто обвиняемый берется на понт. Хотя, точно не знаю.

2. Как я понял, он долже просто сказать судье (конечное слово, естественно, за судьей), что обвинение снимается. Поскольку такие мелкие дела идут пачками, но соревновательный характер процесса как бы никто не отменял, то на этом дело и закончится. Надеюсь.

Аватар пользователя delibal

И я надеюсь. Удачи! ))

ЗЫ. А ведь YAK совершенно прав: неплохо бы иметь бумажку о снятии обвинения..
И вооще ("Остапа понесло"(С)), неплохо бы арендовать мааленькую конуру в "пепельнице" и торговать готовыми соотв. бланками. А еще лучше - оказывать услуги по грамотному их заполнению (распечатыванию и даже подписанию...). Перспективы - жуть.
Вот ведь подлец! - сам себе поражаюсь ))). По идее система сама должна выдавать такие документы и, причем, сразу и бесплатно.. Но ведь не выдает же ж..

Аватар пользователя sabpost

ну, зная наших госчиновников, ябы всё-таки названивал им пердически насчёт бумажки.
Торговать готовыми бланками-дело подсудное, но вот оказывать услуги по грамотному их заполнению, за вполне приемлимую цену (50 шек за бланк, не более)
вполне реально.

:)
Посмотрим насчет бумажки. В самом ближайшем будущем.

По идее, на это существует институт митнадвим, которые делают это бесплатно. И я сильно подозреваю, что возлесудебная общественность будет активно противодействовать появлению нового игрока. При том, что потребность в недорогом помощнике существует и лично я бы заплатил тот же полтинник.

Аватар пользователя victvic

При чём здесь вообще дикие правила дикого СССР и его потомков? Во-первых, не настолько всё везде прогнило, чтобы на каждое свидетельство запасаться дополнительными свидетелями. Никаких понятых потому не требуется, достаточно служащих, профессионально делающих свою работу. Фотки - лишь дополнительное подтверждение слов свидетелей, которым по умолчанию доверяют в достаточной мере даже без фоток. Процессуальные нарушения - это тоже из области СССР-овских фантазий, поскольку процесс - это судебный процесс, а не сбор доказательств. Ну, конечно, законы при этом нарушать нельзя: например, на обыск квартиры нужен был бы судебный ордер. Отсюда такде неправильные выводы о якобы некоей запущенной машине правосудия. Это в СССР и его потомках судьи являются придатком машины "правосудия", но не в правовых государствах.

Новые комментарии