Социализация в бессмысленных действиях

*

Когда-то очень давно, когда я был совсем начинающим учителем в школе, передо мной встали две неразрешимые проблемы. Во-первых, как оказалось, учитель обязан уметь хорошо и качественно орать на учеников. В нормальном случае это представляется совершенно излишним, но на практике начинающему учителю обычно подсовывают самые трудные классы. Кстати, вполне оправданно, это - вовсе не беспредельная "дедовщина" со стороны "старослужащих". Прежде всего, каждый начинающий учитель совершает массу ошибок. И дидактических, и фактических, и психологических, и разных других. И если ему дать хороший класс с сильными, знающими и требовательными учениками, то последствия его ошибок будут катастрофическими. С двоечниками ошибки учителя менее разрушительны - они уже двоечники и хулиганы. Кроме того, на трудных классах быстрее учишься. Или быстрее выбраковываешься, если совсем никак.

Так вот, среди трудных классов очень часто встречается случай, когда единственным способом общения на первых порах является способность перекрыть глоткой тридцать охламонов и постепенно привести их в режим нормального общения. Иначе ты можешь быть сверх-гением и лучшим педагогом в Галактике - они тебя просто не расслышат и никогда не смогут узнать, какой ты на самом деле замечательный.

Второй моей проблемой оказалось полное неприятие пустых речей и неумение читать нотации. Мне казалось, что если человек совершил что-то нехорошее, то ему нужно просто сказать нечто в духе "так делать нельзя, больше так не делай". Я всегда был крайне раздражен, когда мне-школьнику приходилось слушать длинное перемалывание воды в ступе от классного руководителя - к чему по сто раз повторять одно и то же? Потом это так же сильно раздражало меня-студента. А потом я пришел в школу учителем и оказалось, что ученики вообще не замечают этих самых "так делать нельзя, больше так не делай". Более того, когда я проводил свое первое родительское собрание, я рассказал родителям все, что считал необходимым, за пятнадцать минут. После чего отпустил их домой. А они расходились с недоуменными лицами, а потом я узнал по неофициальным каналам, что все они были очень недовольны: "Какое же это собрание, если оно длилось всего четверть часа? И вообще, стоило ли из-за пятнадцати минут тащиться в школу после работы? Это - просто неуважение к нам-родителям."

В общем, не сразу, но толкать нудные длинные речи воспитательного характера я научился очень даже неплохо. Сработало то, что я понял, что выслушивание нудной нотации и есть то самое наказание, которое школьник ожидает получить за проступок (подсознательно считая именно его справедливым). С тех пор, если приходится понудить, я выхожу из меня куда-то в сторону и с большим удовольствием наблюдаю со стороны за собственным занудством, смакуя его наиболее удачные моменты.

С ором оказалось сложнее. Голос мой окреп, и при случае я вполне могу сегодня перекрыть полсотни студентов в аудитории. Но, во-первых, ни малейшего удовольствия от этого я не получаю. А во-вторых, любая тетка-марокканка заткнет все мои потуги на крик на раз. Без малейшего напряжения с ее стороны, что очень обижает.

А сейчас наблюдаю, когда дочь доросла ровно до того состояния, в котором находился я сам до начала работы. Вчера долго пилил ее за то, что она умотала из дома и забыла вырубить мазган, который полдня впустую жрал киловатты. А дочь смотрела на меня круглыми глазами и отвечала практически моими фразами тридцатилетней давности. На генном уровне она их подобрала, что ли?

Несчастный ребенок. Видимо, теперь ей предстоит освоить и ор и нудность. Ничего, социализуем.  :)

Комментарии

Аватар пользователя tay_kuma

Мудро! А я учителем не был. Поэтомы так и не научился читать нудную мораль.

А со студентами как-то тоже обходился без нее. Не понимал, как это необходимо. :)

И как только выжили? :)

Аватар пользователя delibal

"...Колченог сочувственно покачал головой.
– До Го-о-орода... Так до Города, Молчун, не дойти. До глиняной поляны, например, это просто: мимо двух камней, через грибную деревню, через чудакову деревню, а там по правую руку и будет глиняная поляна. Или, скажем, до Тростников. Тут уж поворачивай от меня направо, через редколесье, мимо Хлебного болота, а там все время за солнцем, куда солнце, туда и ты. Трое суток идти, но если надо – пойдем. Там мы горшки добывали раньше, пока здесь свои не рассадили... Так бы и говорил, что до Тростников. Тогда и до послезавтра ждать нечего. Завтра утром выйдем, и еды с собой брать не надо, раз там Хлебное болото.

Ты, Молчун, говоришь больно мало, только начнешь прислушиваться, а ты уже и рот закрыл.
А в Тростники пойдем. Завтра утром и пойдем...

– Понимаешь, Колченог, мне не надо в Тростники. В Тростники мне не надо. Не надо мне в Тростники. (Колченог жадно слушал и кивал.) Мне надо в Город. Мы с тобой уже целый месяц об этом говорим. Я тебе вчера говорил, что мне надо в Город. Позавчера говорил, что мне надо в Город. Неделю назад говорил, что мне надо в Город. Ты сказал, что знаешь до Города дорогу, и позавчера, и неделю назад ты говорил, что знаешь до Города дорогу. Расскажи мне про дорогу до Города. Не до Тростников, а до Города. А еще лучше – пойдем до Города вместе. Не до Тростников пойдем вместе, а до Города пойдем вместе."

/Стругацкие, "Улитка на склоне"/

Видимо многие рано или поздно сталкиваются с подобной проблемой ))

:)

Новые комментарии