Катарсис наоборот

*

Вчера во время экскурсии по ночному Иерусалиму случилось мне быть свидетелем совершенно потрясающей сценки, которую описывать бы не мне, а какому-нибудь Диккенсу, Толстому или, на худой конец, Ремарку. К сожалению, их не оказалось в нужный момент на нужном месте, поэтому придется потрудиться мне.

Итак, время и место действия: Иерусалим, еврейский квартал Старого города, ночь. Действующие лица: экскурсоводша - молоденькая симпатичная религиозная девочка-ашкеназка, начитанная, болтливая и улыбчивая. Участница экскурсии - рослая дама в полном расцвете сил, с красивым, ухоженным и не слишком упрятанным в одежды телом, большими миндалевидными глазами, не обремененными интеллектом, громким разговором, ярким ассоциативным мышлением, сохранившая незамутненную детскую непосредственность. Совершенно идеальная иллюстрация к слову фреха. По-моему, марокканка, хотя без гарантии.

Мы идем по Старому городу, проходим Кардо, экскурсоводша рассказывает о римлянах, о раскопках, о сложной и многослойной истории Иерусалима. В какой-то момент к ней устремляется одна из участниц экскурсии. Всего минуту назад эта участница болтала с подругами о чем-то своем, потом начала прислушиваться и постепенно втянулась в рассказ экскурсоводши. Участница экскурсии явно не отличалась рвением в школе на уроках истории. А может быть, просто подзабыла, но очень основательно. Сейчас ей интересно все: почему уровень улицы тысячу лет назад был ниже, чем сегодня; откуда известно, что думали те, кто здесь жил когда-то; почему в еврейском квартале высится мусульманский минарет. Она спрашивает, экскурсоводша отвечает.

Приближаемся к Стене Плача. Экскурсоводша рассказывает о Первом Храме, о Втором Храме, о строительстве Ирода Великого, о султане Сулеймане Великолепном. Участница экскурсии морщит лоб, стараясь следить за ходом. Вдруг переспрашивает: "Так кто построил Стену Плача?" "Ирод Великий," - отвечает экскурсоводша. "И что, получается, что все мы тут ходим к тому, что построил этот гой, как к святыне?!" "Ну, сам Ирод считал себя евреем, в некотором смысле," - пытается дипломатично погасить ситуацию экскурсоводша. Но участница экскурсии ее уже не слушает. Она здесь и одновременно не совсем здесь. Видели когда-нибудь человека, которого озарило? Согласитесь, его вид отличается от других людей? Он находится рядом с вами, но его мир не совпадает с вашим. Так вот и мир этой участницы сейчас не совпадает с нашим миром. С ней случился катарсис. Не в плане внезапного очищающего просветления, а скорее наоборот. Но ее чувства сильны. У нее вообще сильные чувства. Сильный хохот. Сильный разговор. Сильная улыбка. Сильные жесты. А сейчас вот сильнейший когнитивный диссонанс: ведь она-то привыкла не думая относиться ко всему, что сделали гои, как к чуждому. А к Стене Плача - как к своему, сокровенному и очень святому. А тут, блин... такое вот.

Возможно, мне это только показалось, но я был уверен, что экскурсоводша уже собиралась рассказать о роли Хирама в строительстве Первого Храма. Но потом передумала. Поняла, что не стоит вот так, сразу и одним махом.

Комментарии

Аватар пользователя Kassandra

Экскурсоводше - респектище. Вот был случай, יום גיבוש , экскурсия в Иерусалим, туда-сюда, подходим к источнику Марии возле церкви Посещения. Экскурсовод, артистичный дядя, рассказывает, приправляя речь עד כן הכל קשר לחלוטין , "правоверные" наши слушают с лицами нипадеццки оскорбленной невинности. Ну в церковь потом нек-рые не зашли, это я понимаю. Но вот существование гоев, естественно, вызывает этот самый когнитивный диссонанс (многаумныхбукаф) и внутреннюю установку быть выше оскорблений (существования гоев).

:)

Новые комментарии