daß и аз

*

Здесь на блоге, а также на форуме у меня возникла дискуссия с Барухом Подольским и Андреем Графовым по поводу происхождения идишского союза אז "так, тогда, что." Оба уважаемых оппонента высказали мнение, что идишское "аз" восходит к немецкому daß ("что"). Я возражал на том основании, что это версия начисто игнорирует некоторые важные факты истории обоих языков, а именно:

1. куда делся “д” в daß? В идише нет (насколько мне известно) случаев исчезновения начального “д”. Скорее, наоборот, идиш может “нарастить” этот звук, сравните нем. erzählen “рассказывать” - идиш дерцейлен.

2. Более того, у определенных артиклей, которые фонетически оказываются в слабой позиции, начальный “д” сохранился. На чем тогда основано Ваше мнение?

Поскольку пока что я не получил ответа от собеседников, рискну предположить, что их версия связана с наличием в немецком слове особой фонемы ß, которая совпала в современном литературном немецком с обычным -ss-, но в идише может давать два основных рефлекса:

"с", например вайс "белый" - нем. weiß, гройс "большой" - нем. groß

"з", например муз "должен" - нем muß.

В этом случае при допущении (недоказанного!) отпадения начального "д" daß действительно могло бы дать идишское аз.

Однако такое предположение совершенно не учитывает особую историю возникновения самого немецкого союза. Обратимся к Этимологического словарю немецкого языка Клюге (Friedrich Kluge: Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache, Gruyter; Auflage: 24., 2002):
daß Konjunktion std.Standardwortschatz (8. Jh., Form 16. Jh.) Stammwort. Sprachgeschichtlich identisch mit dem neutralen Nominativ Singular des demonstrativen Pronomens (das) und von ihm erst in neuhochdeutscher Orthographie geschieden. Die Entwicklung zur Konjunktion, die in allen germanischen Sprachen und vielfach bei Entsprechungen in anderen indogermanischen Sprachen stattgefunden hat, verläuft im Prinzip über eine Vorausweisung: ich höre das: er kommt wird neu interpretiert als ich höre, daß er kommt. So der Stand im frühen Althochdeutschen. Die Gliederungsverschiebung und die orthographische Differenzierung ist seit dem 16. Jh. ausgeprägt. Michel, W.-D. BGDSL-H 79 (1957) (= Sonderband FS Frings), 536-549; Müller, G., Frings, Th. BVSAW 103 (1959), 6. westgermanisch iz

daß союз Стандартная лексика (8 в., форма 16 в.) корневое слово. Этимологически идентично с именительным падежом среднего рода единственного числа указательного местоимения (это), отделившись от него только в нововерхненемецкой орфографии разделенный. Развитие в союз, которое произошло во всех германских языках и нередко имеет место в соответствиях в других индоевропейских языках, проходит по переосмыслению: ich höre das: er kommt "я слышу это: он приходит" по-новому интерпретируется как ich höre, daß er kommt "я слышу, что он приходит." Именно так обстоит дело в древневерхненемецком. Окончательное разделение и орфографическая дифференциация отмечено с 16-го века.

Ну и как, уважаемые Барух и Андрей, быть со странной особенностью: в качестве местоимения и артикля сохраняется форма дос (обратите внимание на исторически долгий гласный!), тогда как союз теряет начальный согласный да еще и сокращает при этом последуюжщий гласный? Что-то совсем из области фантастики получается?

Комментарии

Аватар пользователя 12345

Почему не любят евреев? Почему их везде считают не просто чужими, а какими-то особенными? Ведь слово "еврей" - означает всего-навсего "заречный", то есть это было всего лишь одно из МНОГИХ семитских племен, а сложившиеся стереотипы сформировали устойчивоет восприятие семитов строго как евреев.
Вообще евреи - это исторический парадокс. С одной стороны они возмущаются массовой ксенофобией, проявляемой по отношению к ним, с другой - сами относятся к окружающим их неевреям как к чужим, всячески подчеркивая это отчуждение своими культурой и традициями. Что же касается государства Израиль - это парадокс в квадрате. С одной стороны евреи - народ невероятно патриархальных (первобытно-родственных) устоев, с другой стороны государство - явление априори отрицающее патриархат. То есть пока евреи живут на чужбине диаспорой - они являются своеобразной силой, но как только они пытаются видоизменить систему своего существования - они терпят поражение.
Вероятнее всего, Израиль может иметь две судьбы - либо евреи как нация полностью трансформируются, став такими же, как многие иные; либо произойдет то, что уже однажды случилось - арабы опять их обрекут на скитания...

Хотя это и офф-топик, но вопрос сам по себе очень интересный. Так что, давайте поговорим. Но мне кажется, будет правильнее, если для этого мы откроем новый пост.

Новые комментарии