КОПИЛКА АБСУРДОВ

*

Александр Баршай Wednesday, 03 August 2005 В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО НЕЛЕПОСТИ

Абсурд – нелепость, бессмыслица (Энциклоп. соварь)

В пору моей молодости, пришедшейся аккурат на шестидесятые годы прошлого (Господи, уже прошлого!) века, был у меня знакомый – большой оригинал, которого все мы, его знавшие, считали чудаком. Кроме оригинального имени - Арнольд Мищин, он отличался и весьма экзотическим, как нам казалось, взглядом на мир. Что бы ни происходило вокруг, реакция Арнольда была, как правило, неизменной. «Абсурд, абсурд, сплошной абсурд», - повторял он чуть отрешенно и печально. По-моему, даже в самом факте своего собственного появления на свет Мищин усматривал не более чем бессмыслицу, нелепость.

Его знакомые и приятели - в основном это были молодые журналисты, поэты, художники – относились к Арнольду с некоторым сочувствием, видя в нем своего рода нигилиста и ипохондрика, лишенного способности ощущать жизнь в светлых, оптимистических тонах. Но сейчас, с высоты сегодняшнего дня ипохондрия Мищина не кажется мне такой уж странной. Мир "зрелого" и почти окончательно победившего социализма, в который мы были погружены, действительно был полон бессмыслицы и нелепостей, то есть, того самого абсурда, о котором неустанно твердил не столько нам, сколько себе, наш диссидентствующий приятель. На белом свете вообще, надо сказать, немало абсурда. С этим приходится жить. Но когда концентрация его зашкаливает все мыслимые пределы, тогда впору кричать "караул!". Наш Израиль, увы, как раз та самая площадка, которую можно с полным правом назвать царством абсурда. Мы далеко заберемся, если попытаемся вникнуть в причины этой аномалии, – внешние и внутренние, исторические и психологические. Однако следует признать, что именно в Израиле мы чаще всего сталкивается с абсурдом и в обыденной, и в общественной, но особенно в политической жизни. А поскольку абсурд редко бывает явлением безобидным, то нам просто необходимо уметь распознавать опасные нелепости, и по мере возможности предотвращать и бороться с ними. Вот почему я предлагаю ввести в нашем сайте постоянную рубрику - «КОПИЛКА АБСУРДОВ». В эту копилку каждый желающий мог бы вносить свой вклад - примеры нелепостей, бессмыслиц, которых полным полно вокруг нас, которые отравляют нам жизнь, а порой и вовсе делают ее невыносимой. А для начала позвольте привести мой краткий список отечественного абсурда, заложить, так сказать, основу банка данных нелепостей по-израильски. 1. Начну, пожалуй, с наиболее опасного и давно укоренившегося в наших палестинах абсурда под названием: «территории в обмен на мир». Если довести этот принцип до логического конца, он будет выглядеть так: «абсолютный покой при полном отсутствии земли», или же еще доступнее – «жизнь – за мир!». Не правда ли, очень похоже на советско- армянский анекдот относительно возможности третьей мировой войны: «Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Очень созвучен такой «борьбе за мир» наш следующий абсурд, который называется «мирный процесс». Если то, что происходит между Израилем и нашими арабскими соседями последние 10-12 лет после заключения так называемых Норвежских соглашений, можно назвать мирным процессом, то, что же тогда считать войной? «Мирный процесс», во время которого беспрерывно гибнут ни в чем не повинные люди, в том числе беременные женщины, грудные дети и старики, рвутся мины, бомбы и ракеты, а вся страна напоминает укрепленный военный лагерь, - это, извините, беспощадный и смертельный абсурд, возведенный в ранг государственной и даже международной политики. Из этого же ряда – опасная нелепость под термином «жертвы мира». Строго говоря, потенциально это все мы с вами – граждане Израиля. В ту самую минуту, как взрывчатка, пуля или нож террориста превращает наше тело (не дай Бог, разумеется, хас ве-халила и чур, нас, чур) в кровавое месиво, в глазах оставшихся в живых политиканов, левых-«гуманистов», так называемых либералов и прочих бессовестных подлецов мы переходим в разряд «жертв мира». Воистину бессмертен наш Йермиягу – а-нави, горько сетовавший в свое время: «Раны народа моего врачуют они с легкостью, твердя: «Мир, мир!». А нет мира…» Не их ли – бойких активистов так называемого движения «Шалом ахшав» - разглядел во мгле веков великий наш пророк?! Действительно, сегодня трудно придумать более абсурдный призыв к народу Израиля, чем требование, во что бы то ни стоило установить «мир сейчас»! Как видим, обилие нелепостей в наших краях связано со спекуляциями на таком святом и универсальном понятии, как мир. К этой же теме примыкает и группа других абсурдных понятий, введенных в общественный обиход нашей политической элитой и левой прессой. Например, такие, привязанные к Израилю нелепые обороты, как: «жесты доброй воли», «две стороны конфликта», «одностороннее размежевание», «мирное палестинское население», «неадекватный ответ на террор», «недопустимость коллективного наказания» и так далее и тому подобное. Абсурдны с исторической, юридической, логической и других точек зрения и такие понятия, как: «оккупированные Израилем территории», «палестинский народ» или же «арабский народ Палестины», «Западный берег реки Иордан» вместо Иудеи и Самарии. А разве не содержат в себе большую долю нелепости утверждения типа: «в автономии идут демократические реформы», «Израиль должен помочь слабому Абу-Мазену», «Палестинская администрация борется с террором»? Читатели могут сами продолжить этот список... 2. Теперь несколько примеров явного абсурда из других областей жизни. Скажем, из судебно-правовой и тюремной. Израильский закон, по которому осужденного за убийство можно приговорить к нескольким пожизненным заключениям, например, к семи, 15 или к 43-м, видимо, предполагает, что у каждого убийцы есть несколько жизней, в отличие от убиенных ими, которым Бог дал только одну. Более издевательского и циничного абсурда, мне кажется, трудно представить. Разве что «жертвы мира» стоят в том же ряду. Но вот другая сторона той же абсурдной медали: предоставление осужденным за убийство отпуска из тюрьмы на волю. Смотрите, каких высот «гуманизма» и охраны «прав человека» достигла наша тюремно-исправительная система! Что же до возможности ни в чем не повинным гражданам пасть от руки уже сидящего в тюрьме убийцы, то, с точки зрения государственных мужей, это, видимо, такая мелочь, которой можно пренебречь! А практика юридических сделок, освященных самой юридической системой страны! То есть, проще говоря, ситуация, когда с преступника снимаются обвинения за согласие дать показания следствию и суду. Не абсурд ли это? Многие нелепости нашего государственного устройства, нашей общественной морали видны невооруженным глазом. У нас депутатом парламента – высшей законодательной власти государства – может быть человек, являющийся официальным советником самого главного и непримиримого врага этого государства. Вспомним небезызвестного «доктора» Ахмеда Тиби, спокойно продолжающего заседать в израильском Кнессете, несмотря на образцовую службу у Арафата и братание с лидерами арабского террора в Ливане, Сирии, Египте. А положение, при котором один и тот же человек может быть представителем одновременно и законодательной, и исполнительной ветвей власти! А судебный активизм, при котором израильскому судопроизводству подсудно все – от частной жизни и взглядов граждан до деятельности парламента, правительства, политических партий и движений, общественных организаций. Нет сомнения в том, что если бы наш Верховный суд справедливости – БАГАЦ имел возможность, то непременно отдал бы на юридическую экспертизу все решения Всевышнего, благословен Он. И тут все приметы абсурда налицо. 3. Справедливости ради, надо отметить, что немало абсурдных суждений, образов, примеров попадается и у нашего брата-журналиста. Добро бы, если такие «ляпы» были результатом ошибки, недоразумения или журналистской некомпетентности. Но когда нелепость поставлена на службу политическим взглядам, личным симпатиям или антипатиям пишущего, - тогда это беда. Каждый читатель газет, зритель и слушатель телевидения и радио может без особого труда выловить подобные «издержки производства» в потоке информации масс-медиа. Далеко ходить не буду, приведу пример из уважаемой мною газеты «Вести». Пример этот можно было бы озаглавить «Страдания бульдозера». Но не того Бульдозера, который с большой буквы, он же глава правительства Ариель Шарон. А «страдания» обыкновенного армейского трактора-бульдозера. Известный журналист «Вестей» Даниил Давидзон в небольшой заметке сообщает, что на броне армейского бульдозера в секторе Газы «еврейские активисты правого толка» сделали надпись: «Руки прочь от Гуш-Катифа!». И далее автор с праведным гневом сообщает буквально следующее: «Бульдозер оказался не единственным транспортным средством, пострадавшим (выделено мною – А.Б.) от произвола экстремистов». Бедный бульдозер! Можно подумать, что если бы активисты «Шалом ахшав» начертали на его броне призыв: «Вон из Гуш-Катифа!» железный бык «пострадал» бы меньше! Смешно и грустно. Грустно оттого, что автор заметки связывает описанный им эпизод с решением армейского командования объявить анклав Гуш-Катив и еврейские поселения в секторе Газы закрытой военной зоной раньше, чем это планировалось. Так создаются, в том числе и с помощью нашего брата-журналиста, факты на местности с далеко идущими выводами… И такие примеры, увы, можно множить.

Новые комментарии