После очередного посещения датишного магазина

*

Вы знаете, что такое датишный магазин? Если вы живете в Израиле, то, скорее всего, знаете. Вообще говоря, "датишный магазин" - совершенно неправильное название, но оно давно прижилось в русскоговорящем Израиле, поэтому я не вижу смысла и возможности его менять. Этимологически, русско-ивритское слово "датишный" означает "религиозный" (от ивритского дати "религиозный"). Естественно, религиозный только и исключительно по отношению к евреям. Назвать христианина, мусульманина или буддиста датишным в голову никому не придет.

Соответственно, датишный магазин - это религиозный магазин. Не в том смысле, то он торгует религией или культовыми принадлежности (хотя последние в нем вполне могут продаваться), а в том смысле, что он ориентирован на датишного покупателя. На практике, на ультраортодоксального покупателя из не самых богатых. Соответственно, цены в датишном магазине, в среднем, пониже, чем в других. Что не может не привлекать к такому магазину массу совсем недатишной публики.

Лет десять назад датишные магазины очень любили репатрианты из Союза. Во-первых, дешево. Во-вторых, очень подходящий ассортимент, понятный и знакомый. Мы, например, в свою первую израильскую зиму столкнулись с проблемой мерзнущей дочери. В Союзе проблема замерзания ног при температуре +15 решалась одеванием колготок. Мерзких детских колготок, которые в моем детстве напяливали на всех детей независимо от пола - я до сих пор с содроганием вспоминаю это ярко-красное или коричневое безобразие с двумя швами на заднице и одним "на переднице", вечно спускающиеся с ног и требующие помощи мамы-папы-бабушки в случае банального похода на горшок.

Когда дочка стала замерзать, мы поняли: нужно одеть колготки. Проблема состояла в том, что детских колготок в израильских магазинах не было. Не существовало такого вида детской одежды. А других решений мы тогда еще не знали. Поэтому несколько пар колготок были экстренно выписаны с "доисторической", а потом мы случайно зашли в датишный магазин и ... обнаружили в нем широкий выбор детских колготок.

В датишных магазинах можно было найти массу интересных и полезных мелочей по вполне доступным ценам. Поэтому русская речь звучала в них не реже, чем ивритская. Охраннику на входе приходилось осуществлять контроль за дресс-кодом входящих, дабы не позволить "русским" шокировать почтенную религиозную публику видом оголенных женских коленок и плеч.

Потом все это постепенно прошло. Изменились наши привычки, изменился уровень требований к качеству покупаемых вещей. "Русские" постепенно откочевали из датишных магазинах, сняв с охранников несвойственную им функцию.

Одной из причин охладевания "русской" публики к датишным магазинам было очень своеобразное представление хозяев этих магазинов об уровне обслуживания клиента и требованиях к чистоте и порядку. Я бы не хотел, чтобы мои слова были истолкованы превратно, но они основываются на моем личном знакомстве с парой десятков этих магазинов. В них регулярно можно найти консервные банки на полке, покрытые слоем пыли, какие-то мятые пластиковые стаканчики с молочными продуктами, грязные полы и из рук вон паршивое обслуживание. Из пяти касс работать будет одна, максимум две, причем скорость их работы будет на порядок ниже, чем в любом другом супере. Кассирша будет мило потягиваться, разминая уставшие плечи, не обращая никакого внимания ни на очередь покупателей, ни на проходящего рядом с ней администратора. Две кассирши могут запросто затеять между собой десятиминутное обсуждение последних событий в тот самый момент, когда к каждой стоит хвост народу. В обычном супере такого не может быть никогда по определению. Во всяком случае, в таких количествах. В датишных магазинах такое происходит всегда. Во всяком случае, лично мне не попадались датишные магазины, в которых это не происходит.

Вчера мы с женой зашли после работы в датишный магазин. В "Бар-Кль" на Центральной автостанции в Петах-Тикве. Во-первых, по старой памяти. Во-вторых, он прямо по дороге домой. В-третьих, именно там мы видели когда-то кой-какие кухонные штучки, которые почему-то отсутствовали в других магазинах. Я, в принципе, был готов к тому, что придется опять вкусить прелестей датишного магазина по полной программе. Но то ли воспоминания о том, насколько эти прелести прелестны, несколько стерлись, то ли вчера народ там был особенно в ударе, но получилось просто великолепно.

Мы довольно быстро нашли то, что искали: добротную сковородку для бифштексов, пилер для овощей и еще пару ножей. Подошли к кассам. Работала (кто бы удивлялся) только одна, перед нами был один мужик и молодая женщина, которую уже обслуживали. В этой позиции мы простояли полчаса (!). К кассирше подошла еще одна кассирша, которая оказалась знакомой той молодой женщины, которую обслуживала первая кассирша. Это послужила хорошим поводом для подробного обсуждения последних событий в доме, городе и мире. Потом кассирша номер два вспомнила, что у нее есть какая-то особая скидка, которой она рада поделиться со своей знакомой. Поэтому кассирша номер один отменила весь расчет и начала его снова, с учетом скидки. Потом кассирша номер два обратила внимание на то, что кассирша номер один нерационально сделала некую операцию с кассовым автоматом. Естественно, она тут же принялась объяснять кассирше номер один, как сделать это рационально и в чем преимущества ее способа. У кассирши номер один было на этот счет свое мнение и они сошлись в бескомпромиссном споре. Для разрешения спора были привлечены эксперты из нескольких концов магазина, которые, по всем правилам галахического диспута, хотели прийти к взвешенному и хорошо аргументированному решению.

В обычном магазине во все это безобразие давно вмешался бы администратор. Или покупатели наехали бы на кассирш. В этом магазине я стоял молча, зная по предыдущему опыту, что любое стороннее вмешательство лишь удлинит ожидание. Хвост очереди, который успел нарасти за моей спиной, тоже имел предыдущий опыт, поэтому все стояли молча.

В какой-то момент мое терпение стало иссякать и я собрался с гордым видом швырнуть выбранные товары на ленту кассы, сказать пару ласковых и уйти в другой магазин. Но как раз в этот момент жена углядела где-то в другом конце торгового зала какую-то жутко интересную финтифлюшечку и улетела ее разглядывать. Поэтому уйти было, собственно, некуда.

В конце концов меня обслужили. Видимо, из моих глаз сыпался мощный поток злых искр и исходило сильно агрессивное биополе, потому что кассирша смотрела на меня испуганно и как-то затравленно. Ладно, бог с ним! Главное, что все это закончилось.

Уже много лет пытаюсь понять, почему. Когда-то я работал учителем в религиозной школе. Там не было кассирш, но степенность, несобранность и грязь наличествовали в полной мере. Сказать, что датишные мягче относятся к людям и поэтому готовы закрыть глаза на нерадивость работника - я бы так не сказал. Потому что не раз видел, как провинившегося или просто неугодного растаптывали в порошок быстро и без каких-нибудь колебаний или угрызений совести. Просто почему-то у наших ортодоксов (в смысле, харедим) сильно опущена планка требований к аккуратности и четкости в работе. Похоже, им совсем не мешает, когда немножко грязновато и немножко бардак. При этом те ортодоксы, которые реально управляют бизнесами, чистоплотны, аккуратны, отутюжены и точны. Почему же на уровне рядовых работников это совсем наоборот? Не знаю, не понимаю.

Комментарии

Аватар пользователя shap

О! Теперь я знаю, тот магазинчик, который рядом с моим домом (в Минске) он датишный.

:)
В общем, получился диагноз.

Аватар пользователя D!m0$

пока в РБ контрольные пакеты акций всех предприятий у государства, у нас все магазины будут датишные :(

Новые комментарии