После истории с сожжением книг (здесь и здесь) я слежу за публикациями по теме. Вот статья Шели Шрайман (Вести, "Окна"), опубликовано в ее ЖЖ:
Интервью на пепелище
Не знаю, как вам, а мне однажды довелось видеть, как горят книги. Запрещенные, снятые с полок тома сжигали на заднем дворе публичной библиотеки, где мы, ученицы гуманитарного класса, проходили летнюю практику. Мы наблюдали за происходящим из окна читального зала: зрелище врезалось в память на всю жизнь и оставило очень тяжелый осадок. А вспомнилось мне оно вот в какой связи:
Пару недель назад маленький, ничем не примечательный - разве что большим количеством синагог - город Ор-Йегуда неожиданно оказался в центре мирового скандала: на костре были сожжены книги «Нового завета»! В прежние времена это могло положить начало кровопролитным войнам. Ныне же дело кончилось тем, что в Ор-Йегуду нагрянули местные журналисты и телерепортеры из европейских стран, а юридический советник израильского правительства Мени Мазуз обязал полицию заняться расследованием этого дела.
Само событие произошло 22 мая, в четверг, а огласку получило лишь на третий день – благодаря жителям Ор-Йегуды, заснявшим акт сожжения книг и передавшим фото в прессу. Согласно версии ивритоязычных СМИ, акцией руководил представитель партии ШАС, заместитель мэра города адвокат Узи Аарон, решивший объявить войну миссионерам, наводнившим город «крамольной литературой». Якобы он проехал по району Неве-Рабин, вооруженный громкоговорителем, и предложил жителям сдать его помощникам книги, полученные от христианских миссионеров, после чего на улице запылал костер.
…Когда же дым от костра развеялся, стали выясняться и другие подробности происшествия. А кроме того, удалось встретиться с героем дня.
***
Узи Аарона удается вызвонить лишь спустя сутки (телефон все время занят, или молчит, как убитый): он охотно соглашается на встречу, которая начинается с большим опозданием из-за итальянского телевидения, опередившего нас всего на полчаса. Препровожденные секретаршей в кабинет Узи Аарона, мы коротаем время, раглядывая фотографии, развешанные по стенам, где он снят с равом Кадури, равом Овадия и другими известными религиозными деятелями. Что же касается самого героя… 45-летний адвокат Узи Аарон – отец шестерых детей. Выходец из Ирака, вырос в светской семье, учился в светской школе. Религией увлекся в старших классах: впоследствии он и все его близкие, включая родителей, стали придерживаться религиозного образа жизни..
Узи Ааарон излагает мне свою версию недавних событий:
- Я был в Иерусалиме, когда мне позвонили из Ор-Йегуды и сказали: жители района Неве-Рабин жалуются на то, что их одолевают миссионеры. Я отдал распоряжение послать туда двух юношей, чтобы они собрали по квартирам миссионерские брошюры, а часа через два и сам прибыл туда с тендером. Я не был на месте, когда группа юношей из трех-четырех человек (кстати, не религиозных, а светских), проявляющих интерес к еврейской религии и посещающих лекции наших равов, разожгла костер из собранных книг. Я забрал оставшиеся брошюры, погрузил их в тендер, чтобы в дальнейшем вывезти из города. Конечно, я сожалею о случившемся и заявляю, что мы ни в коей мере не хотели оскорбить чувства верующих христиан и жечь их святые книги. Повторяю: молодые люди устроили эту акцию по уничтожению пропагандистских миссионерских брошюр, среди которых оказалась книга «Нового завета», совершенно спонтанно, а сам я прибыл на место уже к концу событий… Все сейчас твердят о том, будто подобный случай вызывает у израильтян ассоциации с Катастрофой, на что я хочу сказать: простите, сто раз простите, молодые люди ошиблись, и перестаньте говорить о Катастрофе в этой связи! Давайте лучше поговорим о демографическом положении в Израиле, о том, что представителей других народов становится в Израиле все больше, а евреев все меньше, но даже и тех миссионеры пытаются обратить в другую веру. Они ходят по еврейским домам, подсовывают под дверь брошюры, направленные против иудаизма, приглашают нашу молодежь заходить на свои сайты, где пытаются убедить их, что еврейская вера – неправильная и не стоит ее придерживаться. В миссионерском бизнесе крутятся огромные деньги – только в Ор-Йегуде удалось изъять у населения около семисот брошюр. При этом ни правительство, ни Кнессет ничего не предпринимают для того, чтобы остановить опасное явление. Все сейчас твердят о сожженных книгах, и никто не говорит о сожженных миссионерами еврейских душах. Почему бы не посмотреть на ситуацию со всех сторон, объективно? Кстати, если уж на то пошло: отчего же в свое время слова бывшего министра юстиции Йоси Бейлина о том, что лично он предпочел бы для себя кремацию традиционному еврейскому погребальному обряду, не вызвало ни у кого ассоциации с Катастрофой?
Мой собеседник начинает высказывать претензии в адрес израильских СМИ, которые вместо того, чтобы уделить внимание вышеперечисленным проблемам, раздувают факт, который может нанести ущерб евреям во всем мире и ударить по престижу Израиля, - и неожиданно сообщает, что во всем этом следует видеть некий знак свыше:
- Мы не случайно оказались в центре событий, которые освещаются всеми средствами массовой информации: благодаря этому теперь в каждом еврейском доме знают о том, что в Израиле активно действуют миссионеры и насколько их деятельность опасна для нашей молодежи, - с жаром говорит мой собеседник. – Ведь миссионеры не говорят открыто: мы христиане, следуйте за нами. Промывка мозгов начинается исподволь – с изучения ТАНАХа, сопровождаемого сомнительными комментариями. Человек и не замечает, как оказывается уже совсем не там, где ему предлагалось изначально, и исповедует другую веру. В последнее время ситуация в нашем городе и вовсе вышла из берегов. Зная, что многие жители Ор-Йегуды живут в соответствии с еврейскими религиозными традициями, миссионеры не стесняются расхаживать здесь в рубахах, символизирующих обряд крещения, стучать в двери, подсовывая людям пропагандистскую литературу.
- В городе были случаи столкновения местных жителей с миссионерами?
- Жители города не хотят видеть здесь миссионеров. Чуть не забыл вам сказать: к нам обращались за помощью и представители эфиопской общины, проживающие в социально неблагополучном районе города, жаловались на то, что там обосновались три христианские семьи, прибывшие в Израиль с последней волной алии из Эфиопии, занимающиеся миссионерской деятельностью, которые даже организовали подвозку на церковную службу в Яффо. Ор-Йегуда - еврейский город, находится в Израиле, мы гордимся тем, что в наших жилах течет еврейская кровь и мы исповедуем иудаизм... Я совершенно не готов к тому, чтобы через пару лет в Ор-Йегуде появилась церковь, но при этом, как общественный деятель, готов помогать каждому жителю города в решении его насущных проблем, независимо от того, верующий он, или светский, родился здесь, или прибыл из другой страны. Что же касается вашего вопроса… В прошлом подобное столкновение едва не произошло: к счастью, нам удалось его остановить, мы не хотим в городе насилия. Словесные споры у меня с миссионерами были, когда я случайно встречал их на улице. Я говорил им: «Представьте себе, если кто-то придет в вашу общину и начнет переиначивать «Новый завет», увлекая своими идеями вашу молодежь. Как вы к этому отнесетесь? Разве подобное не будет вам мешать? Почему же вы не хотите понять, что и нам незачем заимствовать чужое: у нас своя вера, свои традиции, которые мы хотим передать молодому поколению?» Они отвечали на это: «Мы гордимся тем, что мы – мессианские евреи». Недавно я обращался в Верховный суд по поводу человека, который требовал, чтобы в его теудат-зеут внесли запись «мессианский еврей». Кстати, судья по поводу абсурдного требования высказался вполне определенно: «Для меня такого понятия – «мессианский еврей» - не существует. Решите, либо вы еврей, либо христианин».
- Как вы объяснили факт сожжения «Нового завета» тележурналистам из европейских стран, которые брали у вас интервью?
- Я сказал им, что в этой истории не было ничего преднамеренного: мы верующие люди и понимаем чувства тех, кто придерживается другой веры. Речь идет о спонтанном поступке юношей, которые «вышли из всех пропорций» и, возможно, своим отчаянным действием хотели выразить протест против того, что многие молодые люди теряют связь со своими корнями, ищут ответа где угодно – в Индии, у миссионеров…Еще я предложил журналистам пройти по домам наших жителей и услышать непосредственно от них о том, как их одолевают миссионеры. Мне кажется, если бы я не был представителем ШАСа, возможно, этот случай не вызвал бы такой резкой реакции. Сработал стереотип: если из ШАСа, значит, экстремист.
- Если бы подобное повторилось, как бы вы реагировали?
- Я бы, конечно, предотвратил акт сожжения книг. Предпочел бы их куда-нибудь вывезти.
…Слушая Узи Аарона, размышляю над тем, насколько искренни его слова, и участвовал ли представитель городской власти на самом деле в описываемых событиях? Во всяком случае фотография, где он заснят с книгами в руках на фоне пепелища не дает однозначного ответа. Да и не в нашей это компетенции –плодить какие-либо версии: истину установит суд, если таковой состоится. Либо мы узнаем о том, как происходили события, из отчета о полицейском расследовании. Между тем, мой собеседник вынужден закруглить беседу, поскольку его ждут тележурналисты из Германии, а мы с фотокорреспондентом отправляемся в район Неве-Рабин, откуда и пошел весь сыр-бор.
***
…Первыми попадаются навстречу старшеклассники. Спрашиваем их о том, знают ли они о том, что в прошлый четверг в городе сжигали книги.
- Нет, - поспешно отвечают они, а глаза выдают – знают!, – Мы ничего об этом не слышали.
Затем встречается уроженка страны – женщина лет 40. В отличие от парней, она оказывается более словоохотливой:
- По мне так и те, и другие хороши, - безапелляционно заявляет она. – Что наши религиозные промывают всем в городе мозги, что миссионеры…От муниципалитета тоже толку никакого... Лучше бы людям больше помогали – у нас полно нуждающихся семей. А вообще-то город у нас хороший, тихий, я живу тут 30 лет, а теперь вот «прославились» на весь мир…Ужасно стыдно за всю эту историю.
Из подъезда выходит молодая женщина, направляясь к машине. Спрашиваем ее – стучали ли в ее дверь миссионеры.
- За то время, что я здесь живу, мне еще не приходилось сталкиваться с миссионерами, - говорит она. – Да, я видела в теленовостях репортаж о том, что случилось в Ор-Йегуде, но особо не вникала. Своих проблем хватает…
В тени у дома обнаруживаем тройку пожилых людей.
- Да, мы слышали по радио о том, что у нас в городе жгли книги, но ничего толком не поняли, - говорит одна женщина, а вторая добавляет, - Сами мы миссионеров не видели, но если хотите, могу рассказать о них одну историю, поскольку это коснулось моих родственников. В общем, моя троюродная племянница попала в тяжелую ситуацию - одна, с двумя детьми, «машканту» не тянет... И тут к ней пожаловали миссионеры: мы тебе поможем. Они действительно помогли ей вылезти из долгов, да еще отправили ее детей учиться в Америку, после чего все члены семьи стали ярыми приверженцами новой веры и прекратили общаться со своими еврейскими родственниками. Но, что интересно, - моя собеседница понижает голос, – дети моей родственницы недавно попали в США в аварию, один погиб, второй остался инвалидом. Тоже ведь, наверное, не случайно… Да, совсем забыла вам сказать: семья моей племянницы не из нашего города, они всю жизнь жили в Бат-Яме!
***
Вернувшись в редакцию, отправляю факсы с запросами по поводу факта сожжения книг в пресс-службу трех ведомств: министерства религии, министерства просвещения и партии ШАС.
Первым отзывается пресс-секретарь министерства просвещения Ави Кацовер:
- Мне нечего вам сказать кроме того, что это ужасное событие, более того – отвратительное явление. За те восемь лет, что я работаю в министерстве, мне еще не приходилось слышать о том, чтобы в Израиле жгли книги, - говорит он и тут же добавляет, -но по существу вашего запроса нам ответить нечего. Эта история не имеет к нашему министерству никакого отношения, поскольку ее участниками были жители города и, насколько мне известно, учеников среди них не было.
- Мы считаем, что не стоит связывать события, происходившие во время Катастрофы, когда нацисты сжигали священные еврейские книги, с тем, что имело место в Ор-Йегуде, - говорит представитель пресс-службы партии ШАС, - В Ор-Йегуде сжигали не «Новый завет», а брошюрки, направленные против иудаизма, которыми миссионерские организации пытаются завлечь еврейскую молодежь. Мы признаем, что метод борьбы был выбран не лучший: вместо того, чтобы сжечь эту литературу, надо было просто ее вывезти и выбросить. Но, в любом случае, следовало положить конец этому явлению.
А вот министерство религии, получив мой запрос, никак не может определиться с ответом. Всякий раз, когда я напоминаю им об этом, мне неизменно говорят одно и то же: «Мы еще работаем над ответом. Может быть, он будет готов сегодня». И так - каждый день. А пока суть да дело, удается получить новые отклики на случай, происшедший в Ор-Йегуде:
- Хочу сказать, что для меня это совершенно неприемлемая вещь и напоминает о том, что делали с евреями нацисты, - говорит Григорий Котляр, реформистский раввин. – С моей точки зрение, сжигание Талмуда ничем не отличается от сжигания Нового Завета – это явления одного порядка. Когда люди совершают фашиствующие акции, их следует за это наказывать, чтобы было неповадно другим. Религия ведь не основана на ненависти к представителям других народов, она предполагает некое взаимоуважительное сосуществование. И как мы выглядим теперь перед теми же европейскими странами? Я тоже против миссионерской деятельности в Израиле, но это не означает, что нужно прибегать к столько варварским методам. Мне будет очень жаль, если эта история не получит достойного осуждения со стороны ортодоксальных раввинов. Ведь как сказано в Торе? «Не делай своему неприятелю того, что ненавистно тебе самому». Евреи, которые были в изгнании, не должны позволять себе плохого отношения к другим народам.
- Это было очень неумно – сжигать книги, и тем более – в Израиле, где подобный поступок вызывает у многих ужасные ассоциации с Катастрофой, - говорит Эфраим Зуров, возглавляющий местное отделение Центра Визенталя. – Меня тоже волнует то, что миссионерам удается увлечь своими идеями израильтян, представляющих слабые слои населения. Я тоже считаю, что надо остановить их деятельность, но – приемлемыми методами, не так, как это происходило в Ор-Йегуде. За все годы жизни в Израиле мне еще не приходилось сталкиваться с фактами сожжения книг.
- На мой взгляд, подобное деяние можно квалифицировать как преступление, совершенное из расистских побуждений или мотивированной ненависти на почве вероисповедания к религиозной группе или общине. Согласно статье 144 «вав» уголовного кодекса Государства Израиль, правонарушитель наказывается сроком лишения свободы до десяти лет, - говорит адвокат Яаков Маниович и добавляет. – Подобные деяния подпадают так же под статью 170 из раздела «Ущемление религиозных чувств и религиозных традиций», которая гласит: «Уничтожение (повреждение) того, что является святыней для группы людей, с намерением оскорбить их религиозные чувства, наказывается сроком лишения свободы на три года».
***
Работая над статьей, периодически заглядываю в Интернет. Случай в Ор-Йегуде упоминается во всех новостных колонках, бурно обсуждается на форумах и в блогах. Правозащитный центр Всемирного русского народного собора выступает с официальным заявлением, называя происшедшее «беспрецедентным по масштабу актом кощунства, неприкрытым вызовом» и выражая надежду, что израильские власти адекватно отреагируют на антихристианскую акцию, дабы она не спровоцировала дальнейшего резкого ухудшения отношений между представителями разных религий в более широком масштабе. Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин в России Борух Горин так же выступает с резким осуждением инцидента, напоминая, что "в еврейской истории сожжение книг всегда ассоциировалось с варварством» , - и предупреждая, - кто забывает историю, обречен пережить ее вновь". Председатель Конгресса еврейских религиозных общин России раввин Зиновий Коган называет случившееся отвратительным фактом.
Примечательно, что это событие исчезает из новостных колонок после известия о том, что юридический советник правительства Израиля Менахем Мазуз отдал полиции распоряжение начать расследование инцидента в Ор-Йегуде, и попросил выяснить степень участия Узи Аарона в этом скандале, подчеркнув, что есть основания для подозрений в отношении нарушения закона.
Так что пока воцарилось временное затишье: израильское правительство отреагировало на случившееся, теперь остается только ждать, чем все это закончится. От себя же добавлю то, что, надеюсь, очевидно для большинства из нас: нельзя устраивать костров из книг. Ни при каких обстоятельствах. Это как раз то, что отличает людей цивилизованных от дикарей.
Комментарии
YAK (не проверено)
вс, 06/01/2008 - 23:29
Постоянная ссылка (Permalink)
И я слежу за публикациями.
И я слежу за публикациями. Так и оказалось. Книг Нового завета там не было. Если и была, то одна. Кто лично ее видел? На каком языке эта книга? Знал ли этот У.Аарон этот язык,чтобы опознать книгу? Кто дал команду на проведение антиеврейской провокации? Зачем Ш. Шрайман дает трибуну явным врагам еврейства - реформистскому раввину и "Правозашитникам" от Всемирного русского народного собора, не обьясняя при этом их провокационной роли? Это вопросы важные.На них ответов пока не получил.
lugovsa (не проверено)
вс, 06/01/2008 - 23:42
Постоянная ссылка (Permalink)
У Вас интересное видение
У Вас интересное видение ситуации. Позволю себе высказать несколько соображений:
1. По статье Ш. Шрайман Вы легко можете задать вопросы ей самой в ее ЖЖ (ссылка в начале поста). Это будет правильно, потому что остальное - вопрос личного выбора: Вы предпочитаете ей не верить, я предпочитаю верить, поэтому нет смылса в том, что вопросы задавал я.
2. Если я не ошибаюсь, сам Аарон сообщил, что одно евангелие он вытащил из костра. Следовательно, оно там было. Допустим, одно, хотя по ситуации это сомнительно (раздача агитлитературы обычно производится комплектами в любой стране мира и агитаторами любого толка). Если он не мог прочитать, что там написано, зачем он вытащил из костра именно эту книжку? Вдруг это был справочник Дапей Заав на амхарском?
3. Спросите у своего равина, что полагается сделать с некошерным текстом Торы, написанным неевреем. А потом сделайте поправку на общую идеологию ШАС, которая сильно отличается от ашкеназов (хоть харедим, хоть вязаных) как раз тем, что в высший ранг возводится точное и скрупулезное следование написанному у ХАЗАЛЬ.