Получили от одной российской академической конторы предложение на совместное исследование. Суть исследования в поиске новых материалов для протезирования зубов и костей. Всякая нано-бодяга и прочее. В принципе, довольно наша область. Есть только одно маленькое "но": россияне проделали ряд экспериментов и отработали методику проверки на не-отторжение протезного материала организмом. По геномно-шкурным соображениям методика предполагает подсадку протезов свиньям. На первой стадии у них, если не врут, получились интересные результаты.
Мы представили себе проталкивание "свинского" проекта через, сначала, собственного ректора, главу исследовательского управления (оба - "вязаные кипы"), потом через совет по науке (половина в кипах), потом через министерство... В общем, отказались. Проще сразу начать заниматься чем-нибудь еще, через остаток жизни проталкивать этот глубоко некошерный проект. Посоветовали россиянам обратиться за сотрудничеством в Иран или Малайзию. Может, с ними легче пойдет?
UPD. В обсуждении этого поста приняло участие несколько человек, являющися ортодоксальными евреями. Соответственно, знающими "свинские законы" на практике. Моя искренняя благодарность за высказанные мнения. В ходе обсуждения выяснилось, что:
1) Опыты над свиньями (равно как и над кроликами и мышками) галаха производить не запрещает.
2) Существует ряд направлений в иудаизме (хабад, к примеру), которые действительно запрещают даже смотреть на нечистых животных, например, свиней, но эти направления не находятся в мейнстриме в Израиле.
От себя добавлю, что в отличие от религиозных евреев, евреи светские с тонкостями галахи не знакомы. Поэтому с хорошей вероятностью именно они будут относиться к идее опытов на свиньях с большим подозрением. Как, к примеру, это произошло в нашей лаборатории. Это - интересное психологическое явление, о нем можно много говорить, но самое существенное то, что оно имеет место.
Комментарии
iwr (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 02:14
Постоянная ссылка (Permalink)
Так свиней *есть* нельзя, а
Так свиней *есть* нельзя, а опыты над ними проводить можно.
Dimmel (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 02:14
Постоянная ссылка (Permalink)
Гы... Смешно. Т.е. даже
Гы... Смешно. Т.е. даже эксперименты на свиньях - проблема?
iwr (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 03:03
Постоянная ссылка (Permalink)
Проблема - в исламе, не в
Проблема - в исламе, не в иудаизме.
lugovsa (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 03:08
Постоянная ссылка (Permalink)
Теоретически. Практически -
Теоретически. Практически - не оберешься.
vcohen (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 04:34
Постоянная ссылка (Permalink)
+1 Слышал из достоверного
+1
Слышал из достоверного источника о том, как две религиозные тетки покупали чулочки со свинками.
aabramov (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 05:57
Постоянная ссылка (Permalink)
А крыс кушать кашерно? Или
А крыс кушать кашерно? Или шимпанзе? Что за глупости.
Если есть шанс что эксперемент может привести к открытию которое спасет жизнь, так это вам самый самый бородатый рав разрешит. (Следует оговориться что это только при условии что он согласен с тем что медицина/наука спасает жизни. Если нет, то и на кошерных коровах и баранах не даст экперементировать, так как это бессмысленный сар баалей хаим.)
К кашруту пищи никакого отношения ни в первом не во втором случае этот вопрос не имеет.
lugovsa (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 05:58
Постоянная ссылка (Permalink)
Окей. Будем иметь в виду.
Окей. Будем иметь в виду. Спасибо.
iwr (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 06:20
Постоянная ссылка (Permalink)
Точнее, есть вещи, которые
Точнее, есть вещи, которые запрещёно употреблять в пищу, а есть такие, которыми запрещено *пользоваться* (извлекать выгоду). Свиньёй НЕ запрещено пользоваться - хоть теоретически, хоть практически.
Другое дело, что есть устрожающие обычаи: например, если не ошибаюсь, по хабадному обычаю нежелательно смотреть на "нечистых" животных (не только на свиней), но это достаточно маргинальное явление.
yuditsky (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 06:50
Постоянная ссылка (Permalink)
Насколько я помню (советую
Насколько я помню (советую спросить у раввина), как раз свинья и является животным от которого запрещено получать выгоду (אסורה בהנאה). Так что мне кажется, что предпосылки верны, и номер не пройдет. (Запрет еще со времен Второго Храма, из-за войн с греками)
aabramov (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 07:38
Постоянная ссылка (Permalink)
Можно извлекать выгоду от
Можно извлекать выгоду от нечистых животных. Почему то все постоянно концентрируются на свиньях, но лошадь или собака точно также не чисты, так как жвачку не жуют и не парнокопытны. Но обратите внимание что можно ездить на лошади, иметь собаку для охраны или как домашнее животное и даже делать тхэлет из хилазона, который по некоторым мнениям - моллюск.
Извлекать пользу нельзя из смеси молока с мясом. Это связано с тем что фраза (не вари козленка в молоке матери его) повтаряется трижды и считают что это означает 3 запрета: Не кушать, не готовить и не извлекать пользы от смеси молока с мясом.
С Хабадским обычаем знаком. Они даже игрушек в виде нечистых животных не признают. Но это уже кому как нравится, к hалахе отношения не имеет. Есть равы запрещающие слушать музыку (так как Храм еще не построен) а другие, которые не против музыки, но считают что гитара это дьявольский инструмент и благочестивые евреи должны ее избегать. Тем не менее, есть вполне пейсатый и бородатый рав Кардунер, который играет на гитаре и даже помещяет клипы на youtube и afaik никто на него херем еще не объявил.
Кстати, к любителям этимологий - слышал что слово "гди" означает не козленок а молодое животное. Это так? Как с этим в родственных языках?
iwr (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 07:59
Постоянная ссылка (Permalink)
Никак нет. החזיר אינו
Никак нет.
החזיר אינו מאיסורי הנאה, והוא ככל הבהמות הטמאות שמותרות בהנאה
http://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=664
yuditsky (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 11:06
Постоянная ссылка (Permalink)
Помнил же, ну так вот
Помнил же, ну так вот выращивать таки нельзя. А других животных можно.
lugovsa (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 16:34
Постоянная ссылка (Permalink)
"слышал что слово “гди”
"слышал что слово “гди” означает не козленок а молодое животное. Это так? Как с этим в родственных языках?"
Да, вроде бы, в арамейском и арабском тоже "козленок". И вообще, значение "молодое животное" мало характерно для старых слов народов, занимавшихся скотоводством. Наоборот, для каждого вида молодого животного обычно есть свое название, а общее название молодого животного формируется поздно (или не формируется вообще). Сравните русский: ягненок, теленок, жеребенок и т.д. (причем эти слова отличаются от названий взрослых животных), а как сказать "молодое животное" в общем виде?
delibal (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 18:42
Постоянная ссылка (Permalink)
Вчера гуглил по "эксперименты
Вчера гуглил по "эксперименты на свиньях", наткнулся, в частности, на прецидент. Раввины давали разрешение на извлечение выгоды: на использование свиней вместо собак против террористов. Работы, правда, сорвались, но по другой причине - свиньи не захотели..
loqva (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 21:03
Постоянная ссылка (Permalink)
Возможно они не знали как
Возможно они не знали как выглядят свинки.
Однажды я встретила мячик с нарисованными диснеевскими Винни-Пухом и Пятачком в магазине игрушек в ортодоксальном районе.
Я обратила внимание продавца на этот рисунок.
Он думал, что это так нарисована мышь! (Мики-Маус?)
Мы спорили, пока я не поняла, что не смогу его переубедить.
lugovsa (не проверено)
чт, 05/13/2010 - 22:06
Постоянная ссылка (Permalink)
:) Класс! спасибо.
:)
Класс! спасибо.
aabramov (не проверено)
пт, 05/14/2010 - 04:19
Постоянная ссылка (Permalink)
есть люди которые ни за что
есть люди которые ни за что не кушают свинину.
но, "кабанину" или скажем "белого баранчика" это можно.
с Мики Маусом имхо та же история.