Интересно, в подвернувшихся работах по русским акцентным парадигмам я этого не нашел, но похоже, в современном русском в среднем роде сложилась четкая акцентная схема, не имеющая исключений: все имена среднего рода имеют подвижное ударение, причем место ударения всегда меняется при переходе от единственного числа ко множественному. Часть имен среднего рода в единственном числе ведут себя как окситоны (ударение на окончании: окно, сверло), во множественном числе становятся баритонами (ударение на основе: окна, сверла). Другие имена среднего рода, наоборот, баритонированы в единственном числе (море, слово, дело), но окситонированы во множественном (моря, слова, дела). Исключений я не нашел. Ни в мужском, ни в женском роде такой красивой симметрии нет.
UPD. Большое спасибо френдам. Я ошибся: есть катеогрия слов, баритонированных в обоих числах, например, сито, кресло. Увы, красивое здание теории рухнуло под напором безобразных фактов.
Комментарии
bergman (не проверено)
пт, 10/01/2010 - 04:34
Постоянная ссылка (Permalink)
А от слова "сито" - правильно
А от слова "сито" - правильно "ситА"?
bergman (не проверено)
пт, 10/01/2010 - 04:36
Постоянная ссылка (Permalink)
Ну и "кресло", как мне
Ну и "кресло", как мне кажется" все-таки "крЕсла" а не "креслА"
lugovsa (не проверено)
пт, 10/01/2010 - 05:01
Постоянная ссылка (Permalink)
Да, Вы оба раза правы. Я
Да, Вы оба раза правы. Я просмотрел эти слова. Спасибо.
vcohen (не проверено)
пт, 10/01/2010 - 07:32
Постоянная ссылка (Permalink)
Здесь интересно, какая из
Здесь интересно, какая из парадигм является продуктивной. Если взять слово, у которого нет сложившейся формы мн.числа, и попытаться образовать эту форму интуитивно, на основании чувства языка, что получится?
метрО - мЁтра
пИво - пИва (пИвы)
Есть контрпримеры?
vcohen (не проверено)
пт, 10/01/2010 - 07:36
Постоянная ссылка (Permalink)
Ухо, колено, запястье,
Ухо, колено, запястье, предплечье...
lugovsa (не проверено)
пт, 10/01/2010 - 08:54
Постоянная ссылка (Permalink)
уши с коленями не в
уши с коленями не в мейнстриме: у них окончания мн. ч. "неправильные". Но в целом, да, согласен.
lugovsa (не проверено)
пт, 10/01/2010 - 08:55
Постоянная ссылка (Permalink)
Возможно и пивА.
Возможно и пивА.
vcohen (не проверено)
вс, 10/03/2010 - 09:48
Постоянная ссылка (Permalink)
Итого нашлось несколько групп
Итого нашлось несколько групп слов, регулярно НЕ вписывающихся в обсуждаемую закономерность:
1. С окончанием мн.числа -и.
2. Кончающиеся на -ье.
lugovsa (не проверено)
вс, 10/03/2010 - 16:52
Постоянная ссылка (Permalink)
Первая группа - видимо, да.
Первая группа - видимо, да. Вторая - нет: см. ружье - ружья.
vcohen (не проверено)
вс, 10/03/2010 - 21:49
Постоянная ссылка (Permalink)
Ружьё - это на -ё, а не на
Ружьё - это на -ё, а не на -е. :^)
lugovsa (не проверено)
вс, 10/03/2010 - 23:15
Постоянная ссылка (Permalink)
Да, пожалуй, безударное -ье
Да, пожалуй, безударное -ье действительно регулярно "портит картину".