Университетские войны (об университетах в Израиле и в Ариэле)

*

Давным давно в далекой галактике...

В последнюю неделю одной из хитовых тем в израильских новостях стал статус нашего скромного университетского заведения. Ну и меня тоже по этому поводу одолел зуд писательства. Я постараюсь дать, насколько смогу, объективный анализ ситуации. Выводы читающие сделают сами. А что произойдет в реале, увидим все вместе. Начнем издалека.

Краткая история израильских университетов

Первым академическим учебным заведением на территории тогда еще Палестины был Технион. Решение о строительстве в Хайфе технологического колледжа было принято в 1912 году. В 1913 году его начали строить на деньги частных еврейских спонсоров Шиффа и Высоцкого, но строительство было прервано первой мировой войной. Официальное открытие состоялось в 1924 г. В открытии Техниона немалую роль сыграл А. Эйнштейн, авторитет которого в мировой науке был неоспорим. После прихода в 1934 году нацистов в Германии, несколько видных немецких ученых еврейского происхождения переехали в Палестину и влились в ряды преподавателей Техниона. На сегодняшний день Технион является одним из бесспорных мировых лидеров в области компьютеров и занимает высокие позиции в мировом рейтинге по ряду других дисциплин. Кое-что о его достижениях можно почитать, например, ЗДЕСЬ.

Ровно через год после Техниона, в 1925 году в Иерусалиме открылся Еврейский университет. На момент открытия Еврейский Университет насчитывал три отделения: микробиологии, химии и иудаизма, 33 преподавателя и 141 студента (ОТСЮДА). Его открытию сильно противился Бейрутский университет, доказывавший, что на Ближнем Востоке нет никакой необходимости в открытии второго университета, поскольку это будет ненужным распылением денежных и людских ресурсов. Однако сторонники Еврейского университета, в число которых входили А. Эйнштейн, З. Фрейд, М. Бубер и другие мировые звезды первой величины, победили. На сегодняшний день Еврейский университет в Иерусалиме устойчиво входит в сотню лучших университетов планеты.

В 1934 году в Реховоте был открыт институт имени Вейцмана. Институт достаточно узко специализирован в области естественных наук, прежде всего, химии и смежных с ней дисциплин. Имеет славное имя, является высококачественным исследовательским заведением, но вот университетом, строго говоря, назван быть не может. Во-первых, из-за узкого спектра изучаемых дисциплин, а во-вторых из-за того, что в нем не существует обучения на первую академическую степень - только на вторую и третью.

До середины пятидесятых годов прошлого века Израиль существовал с тремя университетами. Но в 1950 году американские евреи, близкие к направлению религиозного сионизма, выдвинули идею об открытии еще одного университета в Израиле. Этот университет должен был быть учрежден на основе новой концепции: сочетания традиционного еврейского подхода к знанию с достижениями современной мировой науки. Идея открытия "идеологического" и, тем более, "религиозного" университета встретила немалое противодействие со стороны существующих университетов (прежде всего, Еврейского университета в Иерусалиме, не желавшего потерять монополии не только на науку в Израиле, но и на эпитет "еврейский"), но в 1955 году в Рамат-Гане был торжественно открыт университет имени Бар-Илана. В его первом наборе было 90 студентов, которых во временных домиках-"асбестонах" обучали 23 преподавателя. Первое вручение третьей академической степени состоялось в университете имени Бар-Илана в 1963 году. Бар-Илан - моя альма матер, и я не без гордости констатирую, что сегодня этот университет не только занимает огромную территорию (обход пешком кампуса по периметру занимает не менее часа) и обучает порядка 30 тысяч студентов (включая профессиональные курсы), но и является мощным исследовательским центром во многих областях знания.

На следующий год, в 1956, в Тель-Авиве на базе биолого-педагогического института был образован Тель-Авивский университет. И вновь открытию университета препятствовали Еврейский университет в Иерусалиме и недавно открывшийся университет имени Бар-Илана, в один голос утверждавшие, что открытие еще одного университета в Большом Тель-Авиве (в нескольких километрах от Бар-Илана) будет лишь ненужной тратой сил и средств. Тем не менее, 24 студента ступили осенью 1956 года на порог аудиторий нового университета. На сегодняшний день Тель-Авивский университет бесспорно является одним из сильнейших учебных заведений в Израиле и входит в сотню лучших университетов мира.

Прошло еще десять лет, и в 1963 году в Хайфе был открыт хайфский университет. Открывался он по личной инициативе и под эгидой тогдашнего мэра Хайфы Абы Хуши и был ярко выраженной попыткой сбалансировать технический уклон Техниона изучением гуманитарных дисциплин. На момент образования в университете было 180 лекторов, а обучение велось исключительно по гуманитарным дисциплинам (библиоведение, иврит и ивритская литература, история и др.) В первом наборе было 472 студента, 75 из которых сумели получить дипломы бакалавров. Несколько позднее к гуманитарным дисциплинам добавилась математика. Ничего не могу судить об уровне тех наук, которыми занимается хайфский университет. Тех же, об уровне которых я мог бы судить, в нем нет.

В 1969 году в пустыне Негев в Беэр-Шеве был открыт университет имени Бен-Гуриона. Первые планы создания университета в Негеве появились в 1962 году, но процесс рождения занял долгих семь лет. Догадались, почему? Правильно: потому что Еврейский университет, университет имени Бар-Илана, Тель-Авивский университет и Технион дружно кричали на всех перекрестках, что открытие университета в пустыне Негев является стратегической глупостью, распылением ресурсов и никому не нужной авантюрой. Старожилы университета им. Бен-Гуриона любят рассказывать в кулуарах об изощренных ходах и хитрых маневрах, благодаря которым они перетягивали на свою сторону министров и высших чиновников. Сегодня никто не заикается о том, что университет в Беэр-Шеве никому не нужен. Он состоялся, и это - факт. Лично у меня есть много претензий к этому университету, но мне и в голову не придет подвергнуть сомнению его право на существование.

 

Ариэльский университетский центр - История повторяется

Я не буду здесь много писать об Ариэльском университетском центре. Вот ССЫЛКА на цикл моих публикаций трехлетней давности, желающие отсылаются к ним. Я лишь хочу разобрать аргументы противников присвоения нам статуса университета. Всего этих аргументов четыре:

1. Город Ариэль находится на оккупированной территории Западного берега реки Иордан, любое строительство в нем незаконно.

Ответов может быть два: короткий ответ: "Да пошли вы!" Более развернутый: В израильском обществе нет консенсуса по вопросу территорий, оккупированных у Иордании в 1967 году. Сама Иордания на них, вроде, не претендует. Претендуют палестинские арабы, но они претендуют на всю территорию Израиля. Большинство (судя по самым разным опросам и итогам выборов) израильтян придерживаются позиции, что эти земли - наши. За полвека на них выросло два поколения, и мы никому не собираемся их отдавать. Возможно, за вычетом небольших анклавов тут и там, к которым точно не относится Ариэль. Можно долго изводить тонны бумаги и мегабайты памяти на дискуссии о том, кому принадлежат Южные Курилы, Фолкленды, Гибралтар и множество других территорий. Но к университету эта тема отношения не имеет. Если город Ариэль существует, если в нем существует большой и действующий университетский центр, то и его переименование в университет не имеет никакого значения ни для реалий, ни для международного права.

 

2. Преобразование университетского центра в университет приведет к новой волне бойкотов других университетов Израиля.

Не факт, хотя и не исключено. Действительно, то в одном, то в другом университете мира периодически поднимается очередная волна с призывом бойкотировать израильские университеты. То в Англии, то в ЮАР, то еще где-нибудь. С другой стороны, все понимают, что призывы к бойкотам не имеют вообще никакого отношения к реальностям. К примеру, наиболее часто от этих бойкотов страдали наиболее левые, пропалестинско настроенные израильские университеты и ученые. По отношению к правым ученым мне известен лишь один случай. В прошлом году нашего профессора попытались выпереть с одной конференции в Германии. Был жуткий скандал, потом организаторы долго извинялись, а профессор в лавровом венке победителя вернулся на конференцию. Тем ребяткам, которым не терпится побойкотировать "сионистских оккупантов", все равно, будет ли университет в Ариэле или нет. Желание у них есть, а повод всегда найдется, не один, так другой. Кроме того, такие бойкоты всегда носят локальный и кратковременный характер и никогда не касаются по-настоящему серьезных университетов. Ну, забойкотирует нас Южноурюпинский университет - так пусть будут здоровы, мы переживем!

 

3. Открытие еще одного университета приведет к ненужному распылению средств, ресурсов и т.д.

См. выше. В Израиле не было ни одного университета, перед открытием которого не выдвигался бы этот аргумент. Так что мы в хорошей компании.

Кстати. В конце шестидесятых годов прошлого века, когда был открыт последний из ныне существующих университетов, в довольно аграрном Израиле проживало порядка 4 миллионов человек. Сегодня в высокотехнологическом Израиле проживают более семи миллионов. Неужто увеличившееся почти вдвое население при гораздо более высоком спросе на образование может удовлетвориться все теми же университетами? Вы правда так считаете, господа ректора существующих университетов?

 

4. Уровень Ариэльского центра не соответствует уровню университета.

Ну, это смотря с кем сравнивать. Если с Кембриджем или Йелем, то в Израиле вообще нет ни одного университета, уровень которого соответствовал бы. Однако же живем, говорят даже, неплохо живем. Лично мне действительно кажется, что мы намного слабее, чем, скажем, Бар-Илан или Технион. Но только вот я сравниваю нас с Бар-Иланом или Технионом, перевалившим в качестве университетов полувековой рубеж. А если сравнить с ними же в начале пути? Опять же, смотрите выше.

Для того, чтобы провести корректное сравнение, было назначено несколько очень авторитетных комиссий, составленных из авторитетных ученых Израиля и всего мира. Почему-то все эти комиссии однозначно утверждают, что с уровнем у нас все в порядке. Вероятно, они знают, что говорят. У нас действительно больше студентов (13 тысяч), больше профессоров (72), больше преподавателей (230), больше публикаций в ведущих мировых научных журналах, чем у любого израильского университета в первые годы его существования.

 

А может, нам оно и не надо?

Увы, надо! Дело даже не в престиже. Просто нам очень трудно выжить без статуса университета. Только пара примеров: Если университету Икс нужен электронный микроскоп, он подает заявку на получение гранта ISF (Israel Scientific Foundation). И, если заявка выиграна, получает очень солидные субсидии на покупку микроскопа. Когда мы пытаемся подать заявку в ISF, ее "заворачивают" без рассмотрения: "Это - только для университетов." В результате нам гораздо труднее приобретать серьезное оборудование, чем университетам. Естественно, это ставит нас в неравные условия в той самой конкурентной борьбе, по результатам которой судят, насколько мы хороши или плохи.

Каждый студент университета приносит сумму Игрек, выделяемую государством на его обучение. Студент колледжа приносит сумму, равную примерно сорока процентам от Игрек. В нашем случае до прошлого года мы получали сумму, равную примерно сорок процентов от Игрек минус примерно шесть тысяч студентов, которых нам почему-то не засчитывали вообще. И это опять же несправедливо.

Как мы вообще выживаем? Сами удивляемся. Где-то экономим (вообще-то, везде и на всем), где-то крутимся, как можем. Берем много мелких заказов на исследования. Ищем партнеров. Ищем спонсоров. В бюджете "нормальных" университетов спонсорская помощь составляет не более 5-10%. У нас - более трети. Вот, в последнее время стали проводить для менеджеров учебных заведений всего мира курсы и семинары на тему "как университету выжить без денег." В мировых академических кругах семинары пользуются успехом. И никакого бойкота!

 

Комментарии

Ура!

Рад видеть!

Удачи!

спасибо!

Как всегда война за деньги. Хорошо когда правительство все это понимает и на поводу у существующих университетов не идет.

 

Ясное дело - а за что ж еще? А насчет правительства, я очень надеюсь, что так и есть. Посмотрим через пару недель.

Большое спасибо! Это для нас очень важно.

Новые комментарии