Получил весточки от людей в Киеве и в Крыму. В Киеве становится реально паршиво: уличная преступность начинает проявлять себя все сильнее и сильнее, народ начинает опасаться просто выходить на улицу. Плохо. Любое государство крайне слабо в момент переворота, но украинцы начинают реально упускать шансы стать нормалной страной. Очень жаль, если к этому придет. И очень жалко людей.
В Крыму всеобщий патриотизм и радость. Но периодически нет света. Украина снижает поставки электричества. Между нами, а почему она должна его поставлять вообще, в каком бы то ни было объеме? Россия электричество поставить не может ввиду отсутствия инфраструктуры. Вполне ожидаемо. Еще "прикол" (грустный) состоит в том, что гривны ни в одном магазине не принимают (что понятно), а рублей у населения нет. В результате трудно банально купить еду и прочие необходимые вещи. В принципе, понятно, что такой переходный период не может не быть. Вопрос лишь в том, насколько скоро Россия сумеет поставить наличку, и каким образом эта наличка попадет к населению. Посмотрим.
Вообще, в жарких (и далеко не всегда минимально корректных) он-лайн баталиях очень четко видна разница в подходе большинства пророссийской публики от европейцев. Я не о дурном бездумном имперском "вставании с колен", обсуждение которое является предметом психопатологии. И не о связках типа "а вот они нам в Косово, а мы им за это в Крыму" - это даже и для психопатологов не интересно. Я о подходе к тому, что такое международные договора и соглашения. Россияне en masse производят некий формальный анализ договора и успешно отыскивают какие-нибудь нестыковки или варианты обхода. Например, "Договор о территориальной целостности Украины, гарантом которой выступила Россия, был заключен не с нелегитимным бендеровским правительством, а с законно избранным президентом. Следовательно, в сегодняшней ситуации этот договор не имеет силы." И т.д. и т. п. Ребята, вы куда звоните? Договор должен обеспечивать не целостность того или иного правительства, а целостность страны! В этом его дух. А буква может быть разной. И именно дух договора нарушен в результате аннексии Крыма.
Этот подход россиянами настолько общепринят, что я не могу не вспомнить, как меня всегда шокировали объемы текстов договоров и котрактов, которые я когда-либо видел при ведении совместных дел с россиянами. Любых дел, на любую тему. По моей оценке, российский контракт примерно в 4-7 раз объемистее израильского или американского аналога. И это связано с тем, что российский контракт пытается скрупулезно описать все возможные и невозможные случаи и нюансы, чтобы оговорить заранее, что и как будет. Израильский аналог даже не пытается этого сделать. Он передает основную идею договора и оставляет очень многие частности в плоскости здравого смысла.
Понятно, что непрописанные частности дают немалую свободу трактовки в свою пользу. И понятно, что именно этого российский подход стремится избежать. Только вот избежать все равно не удается, потому что жизнь всегда богаче и многограннее, чем любые законы и контракты. И в том случае, когда возникает случай, не прописанный в явном и недвусмысленном виде в тексте договора, поведение условного россиянина разительно отличается от поведения столь же условного европейца-американца-израильтянина. Если второй смотрит, как наиболее точно сохранить дух договора, ради которого, собственно, договор и был заключен, то первый проверяет все пункты и подпункты и, найдя несоответствие, "идет в отказ". Во многом именно это происходит сейчас с Будапештским договором о гарантиях территориальной целостности Украины.
Почему мне не нравится российский формальный подход к договорам? Потому что, наверное, в любом договоре опытный юрист-крючкотвор всегда сможет найти, к чему прицепиться, и истолкует его так, как удобно своему клиенту. Состязание адвокатов - интересная вещь, но пострадавшими всегда выходят обычные люди. И это неправильно. Не могу не привести пример из личной практики. Очень давно мне был как-то навязан совершенно несправедливый договор с работодателем. Подписав его, я отказывался от многих базисных прав. Например, мне можно было на бесконечно долгое время задерживать зарплаты. Не подписав договор, я отказывался от работы, которая меня тогда очень привлекала. Я побежал по юристам. Мне сказали: "Подписывай, ничего не бойся. Тот договор, который ты подпишешь, незаконен. Именно потому, что вместо защиты интересов работника и работодателя он лишает работника базисных прав. Поэтому он противоречит духу трудового соглашения. И суду не будет интересно, что прописано в его букве." Я послушался совета и подписал договор. А через два года вышло как раз так, что мне стали сильно задерживать зарплату, и я обратился в суд. Судья, прочитав подписанный мной договор, сразу отмела его как незаконный и приговорила работодателя к выплату задержанной платы, плюс проценты, плюс штраф. Что интересно, размер штрафа был раз в десять меньше, чем оговорено в законе. Я спросил, почему? Судья ответила: "Если я приговорю твоего работодателя к тому штрафу, который прописан в законе, то я соблюду букву закона, но нарушу его дух. Потому что этот закон написан для защиты обеих сторон, а не для разорения одной из них. Я защищаю твои интересы, поскольку тебе пытались не выплатить то, что ты заработал. Но я защищаю и интересы твоего работодателя, потому что я не хочу, чтобы он разорился, и еще многие работники потеряли бы источник существования." Для меня тогда это было довольно странно. Сейчас я понимаю, что это было мудро. К сожалению, этот эпитет я никак не могу использовать по отношению к происходящему между Россией и Украиной.
Комментарии
Джахан
ср, 03/26/2014 - 01:24
Постоянная ссылка (Permalink)
Здравствуйте, Алекс!
Здравствуйте, Алекс!
Про Киев. Сейчас начинается обострение отношений между представителями бывших оппозиционых партий и их вожаков за будущую власть - президентскую . И это на Украине грозит смешать все, что выстраивалось в "революционном" движении до сих пор. Для украинских политиков, когда речь идет о власти, нет краев ни в средствах и методах, ни в содержании борбы за обладание ею. Кто бы ни вышел победителем все будет смешано с "брухтом и лайном". И пойдут новые майданы, потому что согласиться с поражением ни у кого из главных претендентов не хватит сил. Усмирение займет не мало времени, кто бы не взял власть. По тому, как ведет себя временное правительство, понятно, что зря ребята влезли в воду - не зная броду:
-экономика падает, всеобщая анархия, никто не хочет выполнять свои обязательства (ни государство перед гражданами, ни граждане перед ним),
-банковская система уже почти не дышит (крупнейшие банки закрылись, хоть и обещали вернуться, но...), нацвалюта обесценилась почти на 30%, ит.д и т.п.,
-по улицам бегают люди в масках и с холодным оружием, наказывая неугодных...
Про Крым. Народ озабочен формализацией российского гражданства. Люди выстаивают целодневные очереди к фотографам и в паспортные столы. Наличие "невидимой руки рынка" в этой области услуг пока не ощущается. Электричество, говорят, что отключают на час-другой по некоторым районам, но нам везет. Гривна у народа есть, потому что, большинство что смогли - то сняли, из-за страха потерять накопления, зарплаты да пенсии в дебрях украинских банков. Думаю и долларов наменяли. А вот рубли у нас не котировались, но теперь придется. Пенсионерам, не успевшим получить в гривнах, начали выдавать пенсию рублями. Ценники пишут в двух валютах. В супермаркетах берут только гривну. Продукты везде - и на рынках, и на базах, и в магазинах есть. А, главное, без очереди. Такое впечатление, что те, кто создавал очереди в банках и за продуктами, теперь стоят в очередях сфоткаться и в паспортные столы - это одни и те же люди! Им все надо побыстрей! Вот такая веселая история наблюдается.
О случившемся между Россией и Украиной писать не буду: Украина сама виновата во всех своих несчастьях: умерить надо свою "пыхатость", меньше крутить и соблазнять, не стараться быть "продажной девкой", больше ценить реальную помощь и поддержку.
Кажется, она попала в ту самую яму, которую лет 10 рыла для России.
Jorge
пт, 03/28/2014 - 23:00
Постоянная ссылка (Permalink)
Однако, здравствуйте.
Однако, здравствуйте.
До людей, которые считают себя правителями Украины, постепенно стало доходить, что государство вести - не причандалом трясти, и теперь они начинают лихорадочно (вообще все их действия в последние два месяца напоминают какие-то судорожные подергивания) искать пути спасения своих тушек и капиталов. Моя сестра, живущая в Киеве, одно время чуть ли не ночевала на Майдане и сорвала голос, повторяя с толпой революционные кричалки. Она крайне наивно надеялась, что без Януковича все очень быстро станет как в Париже. Правда, я бывал в Париже и не разделял её восторгов, потому что четко себе представлял ширину пропасти. А теперь она мучительно думает, бежать ей в деревню к матери или остаться в городе, рискуя каждый день стать случайной жертвой совершенно распоясавшейся шпаны. Хотя я предлагал ей выехать ко мне еще в декабре, когда сделать это было гораздо проще и безопаснее.
Объемность российских контрактов связана на самом деле с тем, что деловое сообщество возникло-то в России всего четверть века назад. Этого просто слишком мало, чтобы деловая мораль,пресловутый "дух закона" вообще успела появиться, отвердеть и стать общепринятой. А раз нет того духа, будет либо стрельба, либо много букв. В том сообществе все еще много случайных людей с бурной криминальной биографией и тяжкими пережитками провинциального пионерского детства в психологии. В прежние времена быть бы им токарями 6 разряда или знатными комбайнерами, но бремя выбрало их для другого занятия. Известное дело, у поствоветской деловой элиты, как у марксизма, три источника было - фарца, ЦК и ЗК. То есть, исходный материал был очень низкого морального качества. Погрузившись в незнакомую и непонятную среду большого бизнеса, они пытаются себя обезопасить даже от того, чего бояться и не стоило бы. А с другой стороны, потрясающий юридический нигилизм и привычка решать все вопросы "по понятиям" часто приводит в бизнесе к проблемам, которые обычно характерны разве что для стран вроде Коста-Рики или Анголы.
Ваш Хорхе
lugovsa
сб, 03/29/2014 - 05:47
Постоянная ссылка (Permalink)
Совершенно согласен и с тем,
Совершенно согласен и с тем, что революция не умеет делать чудеса и после ее успеха всегда наступает очень длительный период, когда нужно просто долго работать и терпеть лишения. И, конечно, в любой революции до черта мерзавцев и авантюристов - иначе не бывает.
Также согласен с тем, что революция может стать плохой привычкой (например, в Киргизии). И вообще, всем лучше, когда революция не происходит.
Но вот только иногда (к счастью, только иногда) случается так, что народ почему-то игнорирует все разумные доводы и таки устраивает революцию. И это - явный и несомненный признак того, что те, кто этим народом правит, полные бездари и достали до такой степени, что выбора уже нет. И вот тогда, если удается сбросить власть, приоткрывается окошко очень интерсных возможностей совершить качественные изменения. Как правило, люди не пользуются этим окошком и все скоро возвращается на круги своя. Изредка что-то получается. К примеру, французская революция пролила много невинной крови, но полностью изменила Европу и, видимо, к лучшему. А вот, к примеру, русская революция 1917 или немецкая 1918 ничего хорошего (на мой взгляд) не принесла.
К чему я это все? К трем вещам:
1. Скорее всего, у украинской революции не получится. Но очень хочется, чтобы получилось, пусть даже вероятность мала.
2. При любом раскладе (кроме, не дай бог, массовых убийств) это - внутреннее дело Украины, и военное вмешательство другой страны - преступление.
3. Путин сумел надолго поссорить русских и украинцев. Вообще-то, очень жаль.
serpt
сб, 08/16/2014 - 13:31
Постоянная ссылка (Permalink)
А сегодня массовые убийства (
А сегодня массовые убийства ( к огромному сожалению) там уже норма.
lugovsa
сб, 08/16/2014 - 17:20
Постоянная ссылка (Permalink)
да.
да.