Из потока разрозненных мыслей 108200901

*

Солнце село. Сейчас мои добрые друзья-досы, чей мир был отделен от интернета невидимой завесой субботы, разрежут эту завесу перекрученной свечой с благовониями, радостно разомнут руки и ринутся в Сеть наверстывать упущенное за 25 часов. Приветствую, я скучал без вас!

Комментарии

А интересно. С одной стороны, ты возмущаешься, что кто-то не в курсе, что такое 9 Ава. С другой стороны, ты выступаешь против открытия еще одной синагоги. Между прочим, в обоих случаях это не только твоя позиция, но и моя. Только я не понимаю, насколько она логична. Еврей должен знать, что евреи верят так-то и соблюдают то-то, но сам соблюдать не должен? Тогда должен ли он про евреев говорить "мы" или "они"?

Это на самом деле непростая штука. У евреев все слишком сильно перемешано, религия, культура, национальные дела. Моя личная точка зрения состоит в том, что знать нужно обязательно, а в отношении соблюдения или несоблюдения каждый делает свой собственный выбор. Если он не знает, он не сможет этот выбор сделать. Если в него вложили все с пеленок и он соблюдает "по привычке", он тоже не делает выбор (за редким исключением).

Кроме того, ведь и соблюдающие соблюдают сильно по-разному. Я даже не говорю о консерваторах, реформистах, караимах. Сругот и харедим, литваки и хасиды соблюдают неодинаково. Поэтому "стандартного соблюдения" не может быть в принципе. Один мой друг и родственник (вот так, одновременно) как-то сказал примерно следующее: "Можно говорить, что в шаббат я нарушил 48 заповедей из 50. А можно, сказать, что две заповеди я уже выполнил." Его соблюдение в моих глазах более ценно, чем соблюдение вора и взяточника хареди из ирии, хотя последний соблюдает 48 из 50.

Я отдаю себе отчет, что эта позиция не является логически непротиворечивой и неуязвимой. Но я с ней живу. А логически непротиворечивых позиций в жизни, вроде, и не встречал ни у кого. В том числе, у сильно соблюдающих.

> Сругот и харедим, литваки и хасиды соблюдают неодинаково.

Но ты ведь не выступал за открытие литвацкой синагоги вместо хасидской или наоборот, ты выступал вообще против синагоги. И я тоже мог оказаться на твоем месте. Это значит, что ты (и я) решаем за кого-то, что он соблюдать не должен. И не в том у меня проблема, что мы решаем за него, а в том, что решаем именно так, именно против.

Ни фига! Во-первых, я (субъективно, естественно) наблюдаю избыток синагог. С моей точки зрения, их уже сегодня более, чем достаточно, чтобы удовлетворить потребности ВСЕХ желающих соблюдать. Во-вторых, сугубо между нами, если бы пришел "русский" мужик и сказал бы, что у них группа "русских", которые хотят свою синагогу, потому что в существующих им неуютно, я бы дал.

А как ты определяешь, что их достаточно? И если их достаточно, то для чего, по-твоему, будет использоваться новая синагога?

Аватар пользователя lugovsa

Определяю я, например, по тому, что возле нескольких соседних синагог периодически возникает проблема поиска десятого для миньяна. Во-вторых, я никогда не видел ни одну из этих синагог набитую битком. И вообще, у нас когда-то на три тысячи евреев была одна синагога - нормально, всем хватало, в тесноте, да не в обиде. Что же касается новой синагоги, тут есть два момента. Во-первых, если направление А открыло в районе синагогу, то конкурирующее направление Б (и так же В, Г, Д и далее по алфавиту) тоже хочет открыть там синагогу. Во-вторых, у досов считается очень большой мицвой открыть новую синагогу. Кто-то просто стремится "выполнить и перевыполнить".
Как в старом анекдоте, когда у двух евреев было три синагоги: "Эта - моя, та - его, а вон в ту мы с ним не ходим."

Ну, хватало одной синагоги на 3000, полагаю, тогда, когда 2900 не знали и не интересовались, где она находится.

А насчет проблем с миньяном - да, убедил.

(ворча под нос) не знали, не интересовались... Как и везде в Союзе, в обычные дни так оно и было, но в Йом-Киппур и в Пейсах давка была как в автобусе.

Аватар пользователя lugovsa

Кстати, о решениях за кого-то и против кого-то.ю Ты нищим всегда подаешь? Если нет, то ты ведь то же против них решаешь. ИМХО, имеешь на это полное право - деньги-то твои. Кто хочет решать за себя сам, должен иметь финансовую основу для решений. Или смириться с тем, что другие будут решать, как ему нужно жить.

Да, я против нищих. Но это моя позиция, у меня с этим нет диссонанса.

А разницы большой, между прочим, нет. Так что успокойся и не диссонируй. Если будет совсем плохо, начнем с тобой компанию по сбору средств на открытие синагоги. Тока чур у нас в ПТ!

Как нет разницы??? Для меня евреи "мы", а нищие "они".

В Израиле нищие, по умолчанию, тоже евреи. Получается, что для тебя недостаток у евреев денег на пропитание менее существенен, чем отсутствие у них синагоги. Причем, в обоих случаях мы понимаем, что недостаток этот не очень реален - с голода у нас, слава богу, не умирают, а синагог много. Мне кажется, что вещи чуть-чуть поставлены с ног на голову (это я критикую не тебя, а заявленную позицию, которой и сам во многом придерживаюсь). В случаях голода даже свинина кошерна.

Убедил. На синагоги тоже не буду подавать. :^)

А к свинине я отношусь по раву Куку: поскольку я соблюдаю заповедь жить в Израиле, то остальное менее важно.

Ну все, досы меня теперь забьют в темном уголочике. :)

А я ее (свинину) не ем. Хотя теудат-кашрут не требую, может, где и подвернулась. Но рав Кук - этта голова, однозначно! Ты, кстати, книгу Полонского "Наследие рава Кука" читал? Если нет, рекомендую категорицки!

ОК, буду иметь в виду, thanx.

Аватар пользователя aabramov

Ого... сколько всего в мире произошло пока я пребывал за завесой святого Шаббата.. :)

Именно противоречия описанные выше vcohen'ом заставили меня в свое время задуматься о своей жизненной философии и в итоге начать процесс переделыванния себя и уменьшения этих противоречий. Конечно, по ходу появляются новые, с которыме тоже надо работать. Считаю что можно полностью от них избавиться, но это требует времени, трэнинга, определенной смелости и "хуцпы".
Конечно мне это все было на много легче:
Я помоложе, без детей, из египта союза вывезен еще ребенком (ב"ה). Плюс я не живу в Израиле, где присуствует постоянный накал страстей и сплошной синат хинам, создающие прочные стены между группами и вечные деления на своих и чужих...

Новые комментарии